ОРКСЭ
Изучение курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Перечень нормативных документов по введению и преподаванию ОРКСЭ:
- Конвенция о правах ребёнка
Федеральные нормативные документы по введению и преподаванию ОРКСЭ:
- ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 87 (с.122)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 06.10.2009 №373)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.12.12 №1060 "О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373"
- Письмо Минобрнауки РФ от 24.10.2011 № МД – 14273/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
- Письмо Минобрнауки РФ от 22.08.2012 № 08-250 «О введении курса ОРКСЭ»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на учебный год
Региональные нормативные документы по введению и преподаванию ОРКСЭ:
- Письмо Министерства образования и науки Пензенской области от 27.06.14 №209/02-01-13/4091 "О преподавании ОРКСЭ в условиях ФГОС"
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
· развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
· воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
· знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
· развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
· обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
· развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Особенности курса ОРКСЭ
- Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.
- Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
- Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
- Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Курс ОРКСЭ изучается в 4 классе (34 часа) в течение учебного года.
Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 (12 часов) Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). |
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Учебно-методический комплекс учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Автор: | Название учебника | Класс | Издательство |
Кураев А.В. |
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» |
4 |
Издательство «Просвещение» |
Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. |
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры» |
4 |
Издательство «Просвещение» |
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. |
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры» |
4 |
Издательство «Просвещение» |
Чимитдоржиев В.Л. |
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры» |
4 |
Издательство «Просвещение» |
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. |
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» |
4 |
Издательство «Просвещение» |
Шемшурина А.И. |
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» |
4 |
Издательство «Просвещение» |