Математика для любознательных для 5-9 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования города Кузнецка
МБОУ СОШ № 8 им. П. А. Щипанова города Кузнецка
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического
совета
МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова
города Кузнецка
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Директор МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова города
Кузнецка
________________________
Шалькина С.В.
Приказ № 51 - ОД
от «30» августа 2024 г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Математика для любознательных»
для обучающихся 5-9 классов

Кузнецк, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика для любознательных» для 5-9
классов основной школы составлена в соответствии с нормативными документами:
 Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-РФ.
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
 Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
 Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
 Устава школы.
Курс «Занимательная математика» предназначен для организации внеурочной деятельности
обучающихся 5-9 классов.
Программа внеурочной деятельности «Математика для любознательных» в 5-9 классах
относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в
рамках ФГОС.
Программа данного объединения рассчитана на 34 часа (по 1часу один раз в неделю),
всего 34 занятия. Продолжительность учебного часа 45 минут. Срок реализации программы
– 1 год.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика для
любознательных» в 5-9 классах
 Личностные результаты освоения
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера

 Метапредметные результаты освоения

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

2. Содержание курса «Математика для любознательных» в 5-9 классах
1. Математические ребусы, игры ( 8 ч )
Из истории математики .Математические ребусы. Игры-шутки. Симметричная стратегия.
Метод «анализ с конца». Задачи в сказках рассказах и стихах. Математическая карусель
2. Логические задачи ( 8 ч)

Задачи решаемые с конца. Индийские старинные задачи. Греческие старинные задачи.
Китайские старинные задачи. Задачи на переливание и взвешивание. Задачи, решаемые с
помощью таблиц. Задачи с целыми числами. Геометрические задачи на вычисление и
построение
3. Приемы устного счета ( 4 часа)
Умножение двухзначных чисел на 11, 111. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на
5. Деление на 5 и 25. Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25.
Умножение на 155 и 175. Умножение на 9, 99, 999.
4. Геометрическая мозаика ( 10 часов)
Круги Эйлера (1707-1783). Геометрические задачи. Принцип Дирихле. Задачи на
разрезание и складывание фигур. Геометрические головоломки
5. Проекты (4 часа)
Интеллектуальный марафон. Математическое кафе. Математическая карусель. Итоговое
занятие- «Праздник математических знаний»

3. Тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Математика для любознательных» в 5-9 классах.
№
Раздел
Па
рагра
фа
1
Математиче
ские
ребусы,
игры

2

3

4

Логические
задачи

Приемы
устного
счета

Геометриче
ская
мозаика

Количес
тво
часов

Тема урока

Количество
часов

8ч.

1.Из истории математики
2.Математические ребусы
3.Математические игры
4.Ребусы и игры-шутки
5.Ребусы и игры-шутки
6.Задачи в сказках
рассказах и стихах
7.Задачи в сказках
рассказах и стихах
8.Математическая карусель
9.Задачи решаемые с конца
10.Индийские старинные
задачи
11.Греческие старинные
задачи
12.Китайские старинные
задачи
13.Задачи на переливание и
взвешивание
14.Задачи, решаемые с
помощью таблиц
15.Задачи с целыми
числами
16.Геометрические задачи
на вычисление и
построение
17.Умножение
двухзначных чисел на 11,
111
18.Возведение в квадрат
чисел, оканчивающихся на
5. Деление на 5 и 25
19.Возведение в квадрат
трехзначных чисел,
оканчивающихся на 25.
Умножение на 155 и 175
20Умножение на 9, 99, 999

1
1
1
1
1
1

21.Круги Эйлера (17071783)
22.Круги Эйлера (17071783)

1

8ч

4ч

10ч

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

Дата
По
Фактически
программе

5

Проекты

5ч

23.Геометрические задачи

1

24.Геометрические задачи

1

25.Принцип Дирихле

1

26.Принцип Дирихле
27.Задачи на разрезание и
складывание фигур
28.Задачи на разрезание и
складывание фигур
29.Геометрические
головоломки
30.Геометрические
головоломки
31.Интеллектуальный
марафон.
Конкурс творческих и
проектных работ.
32.Математическое кафе.
Конкурс творческих и
проектных работ.
33.Математическая
карусель. Конкурс
творческих и проектных
работ.
34. Итоговое занятие
«Праздник математических
знаний»

1
1
1
1
1
1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».