Школьный музей
07.04.2024
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
"ПАМЯТЬ"
Что значит слово «Память»? Память – это способность помнить о прошлом; свойство души человека помнить о былом.
В нашей школе работает музей «Память», который и олицетворяет собой бережное отношение к прошлому. Большая школьная семья хранит память о прошлом страны и школы, ведь без прошлого нет настоящего и тем более будущего.
Школьный музей начал свою работу в 2008 году.
Музей состоит из двух импровизированных залов: зал боевой славы и зал, посвящённый истории школы, ее выпускникам и учителям. Зал боевой славы, представлен следующим стендами: «Они защищали Родину», «Легендарная 354 Стрелковая дивизия», «Кузнечане - узники концлагерей», «Есть такая профессия - Родину защищать», «Если б не было войны…». Много отдельных экспонатов посвящено событиям военных лет: панорама «После боя», выставка боевой техники, скульптура воина-освободителя, поделки учеников школы, памятные альбомы. На базе музея работает школьный клуб «Патриот». Здесь же проходят заседания клуба. Создание многих экспозиций стало возможным благодаря поисковой работе членов этого клуба. Экспозиция музея ежегодно пополняется новыми материалами. В музее проводятся конкурсы патриотических стихов и песен, уроки мужества, классные часы, встречи с участниками войны, тружениками тыла, воинами-интернационалистами, курсантами военных училищ. В музее представлен богатый материал о воине-интернационалисте Павле Александровиче Щипанове, чье имя носит школа. На стенде можно найти личные фотографии и вещи, копии наградных материалов, вырезки из газет. Невозможно представить школьный музей без экспозиции «Учителями славится Россия – ученики приносят славу ей…», посвященный истории школы, ее учителям и выпускникам, добившимся значительных успехов во взрослой жизни. История школы предстает перед глазами посетителей музея: передача символического ключа от школы ее директору, Т.А. Новиковой, встречи с А.И. Солженицыным, гостями из немецкого университета им. Гете, открытие ФОКа, реабилитационного центра, тренажерного зала и много других памятных моментов.
Здесь же представлены материалы о сегодняшнем дне школы, о достижениях в учебе и творчестве. А то, что школа выпускает во взрослую жизнь талантливую молодежь, являются успехи наших выпускников, среди которых молодые ученые и инженеры, врачи и учителя, выдающиеся спортсмены и деятели искусства.
Все это и многое другое можно увидеть на стендах нашего музея.
Посетите наш виртуальный музей, и вы найдете материалы по душе и интересам! Ждем вас в гости. Не забудьте оставить свои отзывы о посещении музея в гостевой книге (раздел «Это полезно – Обратная связь»).
Кузнечане - узники концлагерей
21.04.2025


«Кузнечане
и жители кузнецкого района – узники концлагерей»
Поиск родственников солдат,
считавшихся пропавшими без вести
Среди тех, кто
побывал в концлагерях, были и кузнечане. За поиском информации о кузнечанах –
узниках концлагерей мы обращались в библиотеки города Кузнецка. Оказалось, что
такая информация практически отсутствует. Об этом написана всего лишь одна
книга «Пропавший батальон», автором которой является наш земляк Самарин Сергей
Васильевич. Сергей Васильевич – военный пенсионер, подполковник запаса,
руководитель патриотической секции «Землячество Кузнецкого района». Находясь на
заслуженном отдыхе, он ведет огромную поисковую и просветительскую работу,
является автором книг «Была война. Была Победа!», «Восемь военных лет», «Наша
история: Люди и факты», «Пропавший батальон».
При поиске своих родных, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны и установлении их судьбы, он собрал обширный материал. Анализ имеющихся документов позволил Сергею Васильевичу высветить малоизвестную главу об участии наших земляков в боях за Крымский полуостров. В составе 65-го путевого батальона они защищали город Керчь. Позднее многие попали в плен.
Мы встретились с Сергеем Васильевичем и, пообщавшись с ним, решили, что
ребятам нашего поколения необходимо знать о судьбах земляков, которые были в
плену. Судьбы узников концлагерей
очень поучительны для нас и сегодня. Они учат нас выдержке, силе воли,
любви к жизни. Это поколение восхищает своей стойкостью духа, а жестокие страницы истории побуждают нас делать всё возможное, чтобы люди никогда больше не
испытывали ужасов фашизма.
Мы пригласили Сергея Васильевича к нам в школу. На
встрече с ребятами он рассказал о том, как он заинтересовался жизнью своих
предков, как занимался поисками
своих родных, в том числе и тех, кто пропал без вести. Затем он стал
разыскивать родных своих друзей и знакомых. Постепенно это увлечение стало
занятием всей его жизни.
Самарин Сергей Васильевич предоставил нам документы из рассекреченных немецких архивов, которые находятся в центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации. Этой информации не было ни в военкомате, ни в музеях, ни в библиотеках города Кузнецка.
При изучении личных карточек военнопленных-узников
концлагерей, мы цепенели от ужаса, с содроганием понимая, что это наши земляки,
кузнечане, которые когда-то жили мирной жизнью, работали на благо своей Родины,
растили детей. Мы думаем, что им и в страшном сне не могли привидеться ужасы,
которые они испытали, попав в концлагерь.
При попадании в лагерь каждому
заключенному присваивали номер, который выжигали на теле. Каждого заключенного
фотографировали с табличкой, на которой был крупно написан этот номер. Немцы
считали пленных людьми низшей расы, поэтому у них не должно было быть имен, а
только лишь номера.
Немецкие документоведы, работавшие в
концлагерях, очень добросовестно заполняли карточки каждого, находившегося в
лагере. На ней была написана фамилия, имя, отчество узника, рост, цвет волос,
девичья фамилия матери, имя жены, адрес. У жителей города Кузнецка записана
улица и дом, у жителей Кузнецкого района - лишь название села или деревни. У
каждого снимали отпечатки пальцев.
Практически все узники умерли в
лагере от невыносимых условий, голода, болезней, тяжелого труда. На карточке
указана дата смерти.
Мы проанализировали свыше 560 личных
карточек, имеющихся в распоряжении Самарина Сергея Васильевича, 95 из них
принадлежали жителям Кузнецка и Кузнецкого района.
Нами были сделаны ксерокопии личных
карточек с адресами жителей Кузнецка из рассекреченных немецких архивов и
отправились по указанным адресам.
Конечно, мы сомневались, сохранились ли эти дома. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что некоторые дома стоят до сих пор, и в них живут люди, помнящие о солдатах, которые ушли на фронт из этого дома.
По адресу ул. Красноармейская 104
проживал Калашников Александр Сергеевич. Выяснилось, что здесь живут его
потомки, которые не знали о судьбе своего предка. Ребята передали личную
карточку Ивана Григорьевича его родственникам, из которой свидетельствовало,
что он был взят в плен в деревне Клинцово, затем попал в концлагерь и умер.
По адресу улица Заводская 321,
проживал мужчина преклонного возраста. Он рассказал, что этот дом куплен им в
1977 году. До него в нём жила семья Шмелёвых, а вот до них в этом доме
проживала семья Солдаткина Михаила Алексеевича. Он умер в концлагере 19.12.
По улице Сызранская 15 до войны
проживал Пшеничников Иван Григорьевич 1904 года рождения. Это дом барачного
типа. Старушка, проживающая в одной из квартир, рассказала, что давно здесь
действительно проживала семья Пшеничниковых. Потомки Ивана Григорьевича продали
квартиру и переехали жить в Пензу.
Шубёнкин Федор Юрьевич родился 21
февраля 1922 года. Проживал в деревне Каменка Кузнецкого района. До войны
работал сапожником. Ушел на фронт и не вернулся. Семья считала его без вести
пропавшим. Среди документов из немецкого архива мы обнаружили личную карточку
Фёдора Юрьевича. На сайте «Память народа» мы нашли информацию о
том, что его взяли в плен в Сталинграде, а 16 октября 1944 года он скончался в
шталаге 329. Мы нашли родственников младшего лейтенанта Шубёнкина Фёдора
Юрьевича и передали им сведения из немецкого концлагеря.
Среди рассекреченных документов
оказалась карточка Миронова Василия Семеновича, прадеда учителя английского
языка нашей школы Жарковой Натальи Юрьевны.
Василий Семёнович до войны жил в
Бутурлинке, пешком ходил работать в Кузнецк. Его жена валяла валенки, а их дети
(их было трое) ходили в город и продавали их на рынке. Когда началась война,
любимая дочь Василия – Таисия (бабушка Натальи Юрьевны) очень плакала: «Папа,
зачем ты уходишь, тебя там убьют». С фронта пришло одно единственное письмо, в
котором он пишет о любви к своей семье: «Не переживайте, я вернусь». Затем
семье пришло сообщение о том, что Миронов Василий Семенович пропал без вести.
До 1970–х годов сведений о местонахождении Василия не было. Начал розыск его
внук Поляков Юрий Васильевич. По архивным данным военкомата он узнал, что часть
войск попала в окружение в 1941 году и красноармейцев взяли в плен. Миронов
числился среди пленных и дальнейшая его судьба неизвестна. До недавних пор
родственники не знали о судьбе Василия Семёновича. Получив персональную
карточку Миронова Василия Семёновича из немецкого архива, родственники узнали,
что 25 сентября 1942 года он умер в лагере.
Поисковая
работа учащихся школы по поиску родственников – узников концлагерей
Емохонов Федор
Иванович
Родной брат моего прадедушки
Емохонов Федор Иванович родился в 1925 году в городе Кузнецке. Жил в частном
доме по улице Заводской. Участник войны. Был взят в плен под Москвой (в связи с
ранением). В плену находился 3 года. После войны вернулся в родной город. Умер
в 2013 году.
Зарубина Екатерина, ученица 6 «А»
класса
Дементьев
Александр Максимович
Мой прадед Дементьев Александр
Максимович, 15.05.1909 года рождения, уроженец села Бикмурзино Неверкинского
района Пензенской области. Участник войны. Был ранен, попал к немцам в плен в
Германии. После освобождения вернулся в свою деревню, жил и работал в колхозе.
Умер 25 сентября 1989 года
Дементьева Алина, ученица 6 «Г» класса
Устинов Борис Федорович
Мой
прадед Устинов Борис Федорович родился 5 марта 1919 года в селе Русская
Пенделка. До армии работал трактористом в совхозе. На последнем году службы
началась война. Был в плену. Пленных жестоко избивали и заставляли работать
день и ночь. После войны он обустроился
в селе Явлейка. Женился, работал сначала комбайнёром в совхозе. Потом стал
инженером - механиком трудоёмких процессов. Его очень уважали и любили в селе,
он старался всегда и всем помочь. Умер он в 85 лет.
Храмов
Илья, ученик 8 «В» класса
Гибадулла Яруллин
Родился
25 мая 1910 года. Участник Великой Отечественной войны. В тяжелых боях на Дону
9 августа 1942 года от разорвавшейся гранаты получил осколочное ранение в
область левого глаза, носа (контузия), а уже 11 августа 1942 года пулевое
ранение в левую ногу. Попав в санчасть, солдаты были окружены и захвачены в
плен немцами. С 25 августа 1942 года по 07 мая 1945 года находился в плену в
Германии в концлагере Бреслау и Герлиц. Домой вернулся в декабре 1945 года. В
послевоенные годы работал мельником. В сентябре 1998 года в возрасте 88 лет,
после продолжительной болезни прадедушка умер.
Еналиева
Линара, ученица 11 «Б» класса
Косичкин Павел
Сергеевич
Мой прапрадедушка Косичкин Павел
Сергеевич принимал участие в Великой Отечественной войне. Родился он в 1902
году в Пензенской области село Куликовка. Прошел всю войну. На войне был
танкистом. Был в плену. Погиб в последние дни войны при взятии Берлина в 1945
году.
Шувалов Давид, ученик 8 «В» класса
Мураев Тимофей
Кузьмич
Тимофей Кузьмич родился в 1916 году
в с. Радищево. Когда началась Великая Отечественная война, отправился на фронт.
Во время боя его отряд попал в окружение и был захвачен в плен. Два года был в
плену.
После освобождения из плена
продолжал воевать против немецких захватчиков. У Тимофея Кузьмича было много
медалей, но, к сожалению, они не сохранились. Умер Мураев Тимофей Кузьмич в
2003 году.
Мураева Варвара, ученица 7 «Г»
класса
Карпов Иван
Гаврилович
Во время Великой Отечественной войны
моего прадедушку ждало страшное испытание - пережить плен. В своем стихотворном
дневнике о войне Иван Гаврилович описал те ужасные условия, в которых их
содержали. Военнопленные жили в конюшнях, где были построены нары. Это «жилище»
находилось во дворе, окруженном колючей проволокой. В плену была массовая
смертность от голода, холода, эпидемий, тяжелого труда, избиений. Коменданты
устраивали так называемые «комендантские игры» - издевательства, пытки и другие
расправы над пленными. Наказанием за попытку бегства был расстрел, но, несмотря
на это, мой прадед совершил побег.
Никитина Алёна, ученица 9 «Б» класса
Чурин Петр Филиппович
Во время Великой Отечественной войны Петр
Филиппович попал в плен, из которого ему удалось бежать. После войны Петр Филиппович вернулся в родной
Кузнецк, работал трактористом. Был женат, вырастил детей. Умер Петр Филиппович
в 1980 году.
Дмитрий Сорокин, ученик 9 «В» класса
Загреков Филипп
Платонович
Прапрадедушку звали Загреков Филипп
Платонович. Родился он в 1903 году в селе Тарлаково. Участник Великой
Отечественной войны. Попал в плен, где над ним очень сильно издевались, его
подвешивали за руки и тыкали в него штыками. Однажды, когда его очередной раз
допрашивали, ему сломали обе ключицы. Когда фашисты отступали, лагерь
освободили русские солдаты. После войны он пахал землю, обрабатывал её, делал
всё, чтобы прокормить большую семью, ведь у него было двенадцать детей. Умер
Филипп Платонович 19.06.1972 году.
Зотов Денис, ученик 9 «Г» класса
Алексанов Иван
Сидорович
Мой прадедушка Алексанов Иван
Сидорович родился в 1096 году. В 1941 году отправился на фронт защищать нашу
Родину от фашистских захватчиков. Во время одного из боев был ранен, попал в
плен и отправлен в финский концлагерь. После освобождения вернулся в родной
город Кузнецк. Работал конюхом. Вырастил пятерых детей. Умер 22 июня 1980 года.
Никитин Матвей, ученик 6 «А» класса
Среди узников концлагерей были и
дети. Малолетние узники концлагерей – это одна из самых трагичных и болезненных
страниц истории человечества. Их судьбы являются шокирующим свидетельством
бесчеловечности нацистского режима.
Дети, оказавшиеся в концлагерях, были особенно уязвимы из-за своего
возраста, физической и психологической незрелости. Они подвергались жестокому
обращению, лишениям, голоду, болезням, насилию, а также разлуке с родителями и
близкими. Это наносило непоправимый вред их физическому и психическому
здоровью, нередко приводя к смерти.
Воспоминания малолетних узников концлагерей представляются нам наиболее ценными. Мы взяли интервью у Потаповой Валентины Ивановны, Кузнецовой Валентины Тарасовны, Климова Василия Егоровича и попросили их оформить свои воспоминания в виде писем, адресованных подрастающему поколению.
Понятие концентрационный лагерь и его функции
Концентрационный лагерь (сокращённо концлагерь) –
термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного
заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран: военнопленных
различных войн и конфликтов; политических заключенных при некоторых
диктаторских и тоталитарных режимах правления.
Придя к власти в 1933 году, фашисты начали с массовых
арестов противников Гитлера среди всех слоёв населения. Однако террор был
направлен прежде всего против коммунистов, которые организовали антифашистское
национальное движение сопротивления фашистскому режиму.
Концлагеря,
гетто, другие места принудительного содержания, созданные фашистами и их
союзниками, находились на территориях разных стран:
Германия – Бухенвальд, Галле,
Дрезден, Дюссельдорф, Катбус, Равенсбрюк, Шлибен, Шпремберг, Эссен;
Австрия –
Амштеттен, Маутхаузен
Польша –
Красник, Майданек, Освенцим, Пшемысль, Радом;
Франция –
Мюлуз, Нанси, Реймс;
Чехословакия –
Глинско, Кунта-гора, Натра;
Литва – Алитус,
Димитравас, Каунас;
Эстония –
Клоога, Пиркуль, Пярну
Белоруссия – Барановичи, Минск, а также на территории Латвии и Норвегии.
Уже по дороге в лагерь будущий
заключенный получал представление о том, какие физические и душевные муки
ожидают его там. Товарные вагоны, в которых люди ехали по направлению к
таинственному месту назначения, намеренно делались похожими на концлагерь в
уменьшенном масштабе.
Санитарные условия в вагонах
полностью отсутствовали, в них не было ни отхожего места, ни проточной воды.
Посреди каждого вагона стоял большой бак, и люди вынуждены были отправлять свои
естественные потребности на глазах у всех, публично, - мужчины и женщины,
старые и молодые (бак, стоявший посреди вагона и служащий для нечистот, был
переполнен, и при каждом толчке вагона содержимое его выплескивалось на плечи и
на головы).
В лагере широко практиковались
медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на
человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты.
Заключенных искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными
заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в
проведении хирургических операциях на здоровых людях.
Условия содержания в концлагерях хотя и имели свои особенности, в целом отличались жестокостью и бесчеловечностью содержания, об этом свидетельствуют отрывки из писем: «Жили и работали русские солдаты в адских условиях, были оборванные, голодные, холодные, разутые, униженные и оскорбленные. За малейшее преступление эсэсовцы избивали заключенных в концлагерях»; «Фашисты жестоко избивали меня, лишали питания и воды, сажали в карцер и подвергали жестоким пытками и издевательствам»; «Расстреливали в лесу. Засекали бичами. Травили собаками. Убивали палками. Топили в воде. Запихивали в «душегубки». Плотнее! Морили голодом. Убивали туберкулезом. Душили в серных бетонных камерах. Напихивали людей побольше. Двести пятьдесят. Триста. Плотнее! Душили циклоном. Отравляли хлором. Через стеклянный глазок смотрели, как корчатся умирающие. Жгли на кострах. Жгли в старом крематории. Пропускали поодиночке через узкие двери. Оглушали ударами железной палки. По черепу. Тащили в печь. Живых и мертвых. Старались набить печь плотнее. Плотнее! Смотрели через синий глазок, как съеживаются и обугливаются люди. Убивали поодиночке. Убивали партиями. Уничтожали целыми транспортами. Сразу восемнадцать тысяч человек. Разом тридцать тысяч человек. Пригоняли партии поляков из Радома. Евреев из варшавского гетто. Евреев из Люблина. Гнали через лагерь, окружали собаками и автоматчиками. Щелкали бичами – быстрее!».
Очень поразил еще один факт: с
трупов состригались волосы, которые шли в текстильную промышленность Германии.
Жертвами чудовищных опытов Менгеле стали десятки тысяч человек. Чего стоят одни
исследования воздействия физического и психического истощения на человеческий
организм! А "изучение" 3 тысяч малолетних близнецов, из которых
выжили лишь 200 человек! Близнецам переливали кровь и пересаживали органы друг
от друга. Сестер заставляли рожать детей от братьев. Проводились операции по
принудительной смене пола. Перед тем как приступить к опытам, добрый доктор
Менгеле мог погладить ребенка по головке, угостить шоколадкой...
Если кто-то бежал, то всех его
родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его
блока убивали. Это был весьма действенный метод препятствовать попыткам
бегства.
Из воспоминаний Абуталипова Касима
Зариповича – прадедушки ученика нашей школы Рахматуллина Камиля: «Когда в
Польше освободили лагерь «Освенцим», русские солдаты могли зайти в него. Я был
одним из них. Этот лагерь был самым большим из концлагерей, созданных на
польской земле. Он был оснащён всем необходимым для убийства и сжигания трупов.
Там остались многочисленные свидетельства этому. Отступая, немцы уничтожили
большую часть лагерных складов, но в уцелевших помещениях мы обнаружили
крематории и газовые камеры, орудия пыток, горы трупов, которые начали
разлагаться. В комнатах стояли ящики, заполненные зубными коронками и золотыми
протезами, вся комната была заполнена коробками с челюстями. Страшно смотреть
было. В одном из зданий были ящики с кучами состриженных волос. Ещё было
помещение, заполненное женскими сумочками, бумажниками, кошельками и другими
кожаными изделиями, оказалось, все это было сделано из человеческой кожи.
Другая комната была заполнена детской одеждой, многие вещи были с пятнами
крови. Мы и в бараки заглянули, везде стояло жуткое зловоние. Внутри барака с
обеих сторон возвышались трёхэтажные нары из неструганых досок, к тому же с
сучками. Посередине барака тянулась печь, сложенная из кирпича с топками по
краям. От всего увиденного волосы шевелились от ужаса».
Изучив понятие концлагерь и его функции, мы сделали следующий вывод. Есть на земле места, которые являются символами страдания и низости, героизма и жестокости. Это – концлагеря, лагеря смерти. Построенные гитлеровскими инженерами, управляемые нацистскими «профессионалами» лагеря служили единственной цели – полному истреблению людей.
Кузнецова Валентина Тарасовна - воспоминания
Когда началась война, мне было 6
лет. Мы жили в Белоруссии. Немцы заняли деревню. Маму заставили немцы печь им
хлеб. Она иногда по две буханки прятала в стогу сена, а мы с сестрой рано утром
забирали и уносили в лес партизанам. Потом семьи партизан взяли в плен и угнали
в другое место. Дети спали на полатях, а взрослые – на полу. Вскоре с родителями нас разлучили.
Утром всех водили на озеро умываться. Мы даже и руки не мочили, было слишком
холодно. В столовой суп давали в коричневых чашках. Его мы выпивали, а картошку
и макароны доедали руками, так как ложек вообще не было. Помню, как к нам
пригнали
родителей. Мы свою маму не узнали. Она была черная, цыганкой звали, а
здесь с белыми растрепанными волосами и с малышом. Старшая сестра взяла малыша,
а мама упала от бессилия. Гоняли нас из одной деревни в другую. Оказались мы в
Мелехово. Чтобы прокормиться, ходили по деревням и собирали, кто что даст.
Приходилось и в оврагах прятаться. Так и нашли нас партизаны. Они сказали, что
деревню сожгли, а для нас роют землянки. Так и жили. Нас у мамы было пять
детей, и все пережили немецкий плен.
Климов Василий
Егорович - воспоминания
Родился 9 марта 1939 года в селе
Щигры Жиздринского района Калужской области. Вместе с родителями, бабушкой,
Климовой Агрофиной Григорьевной 1900 года рождения, и матерью, Климовой Марией
Ивановной 1917 года рождения, были насильственно вывезены немецко-фашистскими
войсками на принудительные работы в Германию в апреле 1943 года.

1. Концлагерь Освенцум – апрель
2. Концлагерь Бухенвальд – май
3. Франкфурт-на-Одере – июнь
Затем работали у фермера 2 года.
Брауншвейгская область Госларский район посёлок Альтроды. У фермера было 3
имения, работали на сельскохозяйственных работах. В мае 1945 года были
освобождены американскими войсками. На Родину прибыли 19.07.1945 года.
Потапова
Валентина Ивановна - воспоминания
Я, Потапова
Валентина Ивановна, родилась 30 сентября 1935 года в селе Шаталовка
Воронежской области.
Мои родители: папа Иван Тарасович,
служащий госбанка, мама Лидия Павловна, учительница. Мои сестры: Галина, 10
лет, и Алина 4 месяца. Мне было 5,5 лет, когда началась Великая Отечественная
Война. С нами жили родители мамы: дедушка Павел Константинович, бабушка Акулина
Ивановна и мамина младшая сестра Нина, ей было 18 лет. Нина училась в г. Орле в
железнодорожном техникуме.
Перед войной к нам приехали родители
отца с Украины. Дед Тарас Остапович и бабушка Матрена Тимофеевна. Нас стало 10
человек.
Началась война. Мы с мамой ходили
провожать отца на фронт. Писем от папы мы не получали. Вскоре немцы захватили
Орловскую область, в которой мы жили. Нина была в Орле на практике, ей пришлось
со всеми студентами из Орла идти, вернее добираться пешком тайно. В это время
мы жили в районном поселке Брасово.
По приходу немцев сразу начались
аресты, казни, молодежь погнали в Германию. Директор школы (я не знаю его
имени) организовал из старшеклассников партизанский отряд, к ним присоединились и студенты.
Во время выполнения спецзадания Нину
и ее однокурсника схватили немцы. Они минировали состав с военным
оборудованием. Через несколько дней их избитых, изуродованных повесили. На
казни немцы всегда сгоняли всех жителей для устрашения.
Во время казни мама мне закрывала
глаза ладонью. Маму Нины спрятали в погребе, но наша украиночка не выдержала и
с криком кинулась к виселице ее спасать. Ее там застрелили. От 10 человек нас
осталось 7.
В августе или сентябре (еще было
тепло) нас семьями стали угонять в Германию. Но дед Тарас Остапович
взбунтовался: «Я туточки родився, туточку и умирать буду!» Немцы его толкнули
под проходящую дрезину. Нас осталось 6 человек, в таком составе мы прибыли в
концлагерь. Рассказывать о всех ужасах лагерной жизни я не буду, об этом и так
много говорят. Весной 1945 г. до нас стали доходить звуки канонады: «Наши
идут», – шептали все.
В конце марта наш лагерь
заминировали. Немцы все уехали. Остались 5 человек для контрольного выстрела.
Лагерь не взорвался, и немцы выгнали всех из бараков и стали нас расстреливать.
А за спинами идет бой, когда послышалось святое слово «Ура!!!», немцы не
выдержали и бросились бежать.
Конечно, было много раненых и
убитых. Мы потеряли деда П.К. и Алиночку. Мама была тяжело ранена, а мне
малюсенький осколочек попал в правый глаз. Всех раненых забрали в военный
госпиталь. Маме спасли жизнь, а мне – глаз.
В Россию мы вернулись в конце ноября. Галя тяжело заболела и вскоре умерла.