Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью и держится, и движется жизнь…
09.04.2024
Бродя по аллеям городского парка, любуясь красотой осенней природы, невольно думаешь о том, что волнует сердце и душу больше всего. Мне 17, и как любая девушка я мечтаю о большом и светлом чувстве любви. Но как отличить это чувство от влюблённости, как понять, что оно искреннее и взаимное?
Легкий ветерок нежно касается моих ресниц, под ногами шуршат осенние листья. А в голове в такт шагам звучит: «Любовь…. Любовь… Любовь…». Переводя взгляд с прохожих на деревья, с деревьев на последние осенние цветы я увидела на скамейке кем-то забытую книгу. Она не отличалась яркостью обложки и свежестью переплета, а ее страницы, казалось, хранили отпечатки сотен рук. Что же это за книга? Я подошла, взяла ее в руки и прочла: «А.И. Куприн. Рассказы». А ведь Куприн в своих рассказах говорит именно о любви, и было бы замечательно, если можно было бы поговорить об этом чувстве с великим писателем.
Я открыла книгу…
Передо мной просторная комната с камином, в котором потрескивают, догорая, дрова. Большой диван, обитый красной шелковой материей. Круглый стол, покрытый кружевной накрахмаленной скатертью. Комната постепенно наполняется мятным запахом травяного чая, поданного только что. В кресле, облокотившись на руку, закинув ногу на ногу, сидит Александр Иванович Куприн. Все в его внешности выдает образованного, интеллигентного человека, постигшего некую, только ему известную тайну. Он словно ждет меня.
- Александр Иванович, - обратилась я, и мой голос задрожал от волнения, – скажите, что же такое любовь, как понять, что это именно то чувство, которое так вдохновенно воспевают писатели и поэты всех времен?
Куприн задумался, уголки его губ слегка приподнялись, а в глазах появились искорки, освещая путь в душевный мир писателя.
- Любовь – это то, что сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью и держится, и движется жизнь…
На мгновение он замолчал и продолжил несколько взволнованнее.
- Помнится, был такой случай. Матушка моя, Любовь Алексеевна, урожденная Куланчанова из рода татарских князей, в течение нескольких лет получала письма от своего тайного воздыхателя. Она никогда не отвечала на них, хотя они были лишены всякой пошлости. Однажды матушка получила вместе с письмом гранатовый браслет в подарок. Этот инцидент, конечно, не понравился ее мужу и привел в гнев брата моей матери. Мужчины нашли тайного поклонника, и после разговора с ним письма перестали приходить, и больше мы не слышали о нем. Вы скажете, что эта история вам кажется знакомой? И не случайно. Она вдохновила меня на создание рассказа «Гранатовый браслет». Именно в господине Желткове я увидел ту жертвенную любовь, любовь, которая не требует ничего взамен, любовь бескорыстную, самоотверженную, не ждущую награды, ту, про которую можно сказать: «Сильна как смерть!». Ради такой любви совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а радость. Любовь Желткова была такой, а Вера – счастливейшей из женщин, потому что в ее жизнь вошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. «Да святится имя твое», - эту молитву, адресованную той единственной, твердит Желтков, расставаясь с жизнью. Всей своей судьбой он доказал, что любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью и держится, и движется жизнь.
Писатель замолчал, встал, взял чашечку уже остывшего мятного чая, прошелся по комнате и подошел к окну. Он смотрел куда-то вдаль и о чем-то напряженно думал. Я стеснялась прервать его молчание, в комнате воцарилась тишина. Через несколько мгновений Александр Иванович нарушил молчание первым.
- Обратили ли вы внимание на картину, что висит над камином? Эту картину я привез из Полесья Ровенского уезда, где служил управляющим имения. Там я встретил девушку по имени Соломия.
Писатель на мгновение задумался, а я поторопилась показать свои знания его произведений:
- Так, значит, Соломия стала прототипом…
Но я не успела договорить, потому что мой собеседник начал свой новый рассказ.
- Я уверен, что каждая влюбленная женщина способна на высокий героизм. Она целует, обнимает, отдается – и она уже мать. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни, всю Вселенную! Таковой была и Олеся. Обладая даром предвидения, она знала, что ее ждет большая беда от любви Ивана Тимофеевича, но она не бежит от своих чувств, она испытывает огромное счастье от общения с любимым человеком (только любовью и держится, и движется жизнь). Ее любовь граничит с самоотречением, иначе как объяснить ее приход в церковь. Олеся вручает свою судьбу Ивану Тимофеевичу, не требуя ничего взамен!
Александр Иванович горячился, говоря об Олесе. Видно было, что он заново переживает трагедию своей героини: переживает и гордится ею, ее талантом любить до самоотречения.
- Любовь не выбирает, чьим сердцем завладеть: бедного пастуха или короля, величием своим подобного Богу, - продолжил писатель, - Она не видит материального состояния людей и слепа к их социальному положению. Библейский сюжет о любви царя Соломона вдохновил меня на создание рассказа «Суламифь». Великий царь и бедная девушка находят счастье в объятиях друг друга. Любовь делает великого царя милосерднее, а Суламифь решительнее. Для героев их чувство – и великое счастье, и великая трагедия одновременно. Но ради мгновений счастья можно бросить вызов самой судьбе. Жизнь Суламифь коротка, но она озарена светом безграничной любви великого царя Соломона.
- Получается, что любовь всегда связана с трагедией, смертью?
- Конечно, нет. Любовь выше этого, она не боится смерти, она подобна вечности… И еще. Если хотите понять, что значит любовь, научитесь понимать музыку. Сердце, открытое для музыки, с легкостью примет любовь.
В моей душе уже звучала мелодия второй сонаты Бетховена. Музыка волновала, куда-то звала, порождала все новые и новые эмоции. «Пойми, любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться!»
- …Не должны ее касаться, - шептала я, перелистывая последнюю страницу книги, великой книги А.И. Куприна.
Финосеева Инна, 2015 г.