Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью и держится, и движется жизнь…

09.04.2024

Бродя по аллеям городского парка, любуясь красотой осенней природы, невольно думаешь о том, что волнует сердце и душу больше всего. Мне 17, и как любая девушка я мечтаю о большом и светлом чувстве любви. Но как отличить это чувство от влюблённости, как понять, что оно искреннее и взаимное?

Легкий ветерок нежно касается моих ресниц, под ногами шуршат осенние листья. А в голове в такт шагам звучит: «Любовь…. Любовь… Любовь…». Переводя взгляд с прохожих на деревья, с деревьев на последние осенние цветы я увидела на скамейке кем-то забытую книгу. Она не отличалась яркостью обложки и свежестью переплета, а ее страницы, казалось, хранили отпечатки сотен рук. Что же это за книга? Я подошла, взяла ее в руки и прочла: «А.И. Куприн. Рассказы». А ведь Куприн в своих рассказах говорит именно о любви, и было бы замечательно, если можно было бы поговорить об этом чувстве с великим писателем.

Я открыла книгу…

Передо мной просторная комната с камином, в котором потрескивают, догорая, дрова. Большой диван, обитый красной шелковой материей. Круглый стол, покрытый кружевной накрахмаленной скатертью. Комната постепенно наполняется мятным запахом травяного чая, поданного только что. В кресле, облокотившись на руку, закинув ногу на ногу, сидит Александр Иванович Куприн. Все в его внешности выдает образованного, интеллигентного человека, постигшего некую, только ему известную тайну. Он словно ждет меня.

- Александр Иванович, - обратилась я, и мой голос задрожал от волнения, – скажите, что же такое любовь, как понять, что это именно то чувство, которое так вдохновенно воспевают писатели и поэты всех времен?

Куприн задумался, уголки его губ слегка приподнялись, а в глазах появились искорки, освещая путь в душевный мир писателя.

- Любовь – это то, что сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью и держится, и движется жизнь…

На мгновение он замолчал и продолжил несколько взволнованнее.

- Помнится, был такой случай. Матушка моя, Любовь Алексеевна, урожденная Куланчанова из рода татарских князей, в течение нескольких лет получала письма от своего тайного воздыхателя. Она никогда не отвечала на них, хотя они были лишены всякой пошлости. Однажды матушка получила вместе с письмом гранатовый браслет в подарок. Этот инцидент, конечно, не понравился ее мужу и привел в гнев брата моей матери. Мужчины нашли тайного поклонника, и после разговора с ним письма перестали приходить, и больше мы не слышали о нем. Вы скажете, что эта история вам кажется знакомой? И не случайно. Она вдохновила меня на создание рассказа «Гранатовый браслет». Именно в господине Желткове я увидел ту жертвенную любовь, любовь, которая не требует ничего взамен, любовь бескорыстную, самоотверженную, не ждущую награды, ту, про которую можно сказать: «Сильна как смерть!». Ради такой любви совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а радость. Любовь Желткова была такой, а Вера – счастливейшей из женщин, потому что в ее жизнь вошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. «Да святится имя твое», - эту молитву, адресованную той единственной, твердит Желтков, расставаясь с жизнью. Всей своей судьбой он доказал, что любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью и держится, и движется жизнь.

Писатель замолчал, встал, взял чашечку уже остывшего мятного чая, прошелся по комнате и подошел к окну. Он смотрел куда-то вдаль и о чем-то напряженно думал. Я стеснялась прервать его молчание, в комнате воцарилась тишина. Через несколько мгновений Александр Иванович нарушил молчание первым.

- Обратили ли вы внимание на картину, что висит над камином? Эту картину я привез из Полесья Ровенского уезда, где служил управляющим имения. Там я встретил девушку по имени Соломия.Хочу такой сайт

Писатель на мгновение задумался, а я поторопилась показать свои знания его произведений:

- Так, значит, Соломия стала прототипом…

Но я не успела договорить, потому что мой собеседник начал свой новый рассказ.

- Я уверен, что каждая влюбленная женщина способна на высокий героизм. Она целует, обнимает, отдается – и она уже мать. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни, всю Вселенную! Таковой была и Олеся. Обладая даром предвидения, она знала, что ее ждет большая беда от любви Ивана Тимофеевича, но она не бежит от своих чувств, она испытывает огромное счастье от общения с любимым человеком (только любовью и держится, и движется жизнь). Ее любовь граничит с самоотречением, иначе как объяснить ее приход в церковь. Олеся вручает свою судьбу Ивану Тимофеевичу, не требуя ничего взамен!

Александр Иванович горячился, говоря об Олесе. Видно было, что он заново переживает трагедию своей героини: переживает и гордится ею, ее талантом любить до самоотречения.

- Любовь не выбирает, чьим сердцем завладеть: бедного пастуха или короля, величием своим подобного Богу, - продолжил писатель, - Она не видит материального состояния людей и слепа к их социальному положению. Библейский сюжет о любви царя Соломона вдохновил меня на создание рассказа «Суламифь». Великий царь и бедная девушка находят счастье в объятиях друг друга. Любовь делает великого царя милосерднее, а Суламифь решительнее. Для героев их чувство – и великое счастье, и великая трагедия одновременно. Но ради мгновений счастья можно бросить вызов самой судьбе. Жизнь Суламифь коротка, но она озарена светом безграничной любви великого царя Соломона.

- Получается, что любовь всегда связана с трагедией, смертью?

- Конечно, нет. Любовь выше этого, она не боится смерти, она подобна вечности… И еще. Если хотите понять, что значит любовь, научитесь понимать музыку. Сердце, открытое для музыки, с легкостью примет любовь.

В моей душе уже звучала мелодия второй сонаты Бетховена. Музыка волновала, куда-то звала, порождала все новые и новые эмоции. «Пойми, любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться!»

- …Не должны ее касаться, - шептала я, перелистывая последнюю страницу книги, великой книги А.И. Куприна.

Финосеева Инна, 2015 г.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».