2
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования города Кузнецка
МБОУ СОШ № 8 им. П. А. Щипанова города Кузнецка
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Педагогического
совета
МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова
города Кузнецка
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
Директор МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова города
Кузнецка
________________________
Шалькина С.В.
Приказ № 51 - ОД
от «30» августа 2024 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Курс молодого бойца»
для обучающихся 10-11 классов
Кузнецк, 2024
2
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Курс молодого бойца» (далее – программа)
реализует социально-педагогическую направленность деятельности.
Программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 "О
направлении информации". Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
- Устав учреждения.
Программа внеурочной
деятельности «Курс
молодого бойца»
общекультурного уровня
Актуальность. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось
одной из важнейших задач дополнительного образования, ведь детство и юность - этот
фундамент, который позволяет заложить основы для становления гражданского общества.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во много
зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным
образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил
большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях
жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих
условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только
социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военнопатриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо
осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной
к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой
рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную
независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую
нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести
дополнительное образование.
Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом,
отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря
своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за
социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы
патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития
социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация патриотического воспитания
только с помощью научного подхода невозможна. Новое время требует от учреждения
дополнительного образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания,
адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
3
4
Программа «Курс молодого бойца» отвечает запросам современного образования.
Обучение по данной программе позволяет воспитывать и подготавливать юных граждан
Российской Федерации в духе самоуважения, гордости, любви к Родине, приобщить детей к
умению прийти на помощь не только сочувствием но и делом; облегчает адаптацию детей в
новых условиях жизнедеятельности, прививает навыки не теряться и не паниковать в
непривычных для них условиях, а искать и принимать правильные решения для выхода из
возникшей ситуации, нести ответственность не только за себя, но и находящихся рядом с ним
товарищей.
Цель программы – создать условия для изменения моделей поведения
несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, через включение их в социально
значимую деятельность; для формирования физических, морально-психологических качеств и
патриотического сознания у детей необходимых для социализации обучающегося в
современном мире.
Задачи программы: апробация моделей патриотического воспитания, ориентированных
на включение подростков в социально полезную деятельность по пропаганде социально
позитивного поведения.
Обучающие:
- формировать у детей высокий уровень духовно-нравственного развития, чувство
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
- формировать внутреннюю позицию личности по отношению к окружающей
социальной действительности;
- познакомить обучающихся с основными этапами развития русского военного искусства
- изучить боевые свойства и материальную часть стрелкового оружия, правила его
сбережения и хранения, меры безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб;
- обучить правилам прицеливания и стрельбы из стрелкового оружия
- освоить и совершенствовать дисциплины общей и специальной физической
подготовки;
Развивающие:
- способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов коллективизма и
социальной солидарности;
- развить навыки совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- развивать умение поддерживать хорошую физическую форму;
- формировать умения четко и правильно выполнять строевые приемы и действия, как
без оружия, так и с оружием;
- развивать позитивные личностные качества: организаторские способности,
ответственность, смелость, коммуникативность и др.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся гражданское сознание, верность Отечеству, готовность к
выполнению конституционных обязанностей, чувство любви к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к героической истории нашего государства, его
вооруженным силам;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни и активном отдыхе;
- воспитывать ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения;
- воспитывать дисциплинированность, силу воли, умение концентрироваться на
выполнение поставленной цели, взаимовыручку.
В результате освоения программы обучающиеся:
Будут знать:
знать основы автономного выживания;
знать правила оказания первой доврачебной медицинской помощи;
4
5
знать историю создания Вооруженных Сил России и организационную структуру
меры безопасности при обращении с пневматическим и огнестрельным оружием,
правила поведения на занятиях, стрельбище, в тире;
правила поведения на огневом рубеже;
основы стрельбы из стрелкового оружия;
материальную часть пневматического и малокалиберного оружия;
основные виды прицелов и правила прицеливания;
общие сведения о видах огнестрельного оружия;
требования спортивного режима и правила личной гигиены
базовую технику рукопашного боя
Будут уметь:
строго и точно выполнять требования мер безопасности при обращении с
оружием;
строго и точно выполнять команды руководителя занятий (соревнований,
стрельб;
правильно принимать изготовку для стрельбы из положения стоя, с колена и сидя
с упором на локти;
правильно производить выстрел;
стрелять на кучность попаданий;
стрелять с высокой результативностью;
противостоять факторам, мешающим ведению стрельбы;
воспитывать
в
себе
смелость,
решительность,
настойчивость,
целеустремленность, дисциплинированность и самообладания;
совершенствовать показатели своей физической подготовленности;
правильно выполнять базовые приемы рукопашного боя;
правильно выполнять комплекс физических упражнений;
У обучающихся будут развиты:
интерес к военному делу;
самостоятельность, ответственность, активность;
психологическая устойчивость и адаптация детей к стрессовым и экстремальным
ситуациям.
Отличительная особенность данной дополнительной общеразвивающей программы
заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ и с учетом задач, сформулированных
Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Обучение по данной программе не просто воспитывает патриотизм, но и развивает у
воспитанников стремление к приобретению знаний, умений, навыков и выносливости,
применяемых в экстремальных ситуациях, как в мирное, так и в военное время.
Практические занятия развивают психологическую устойчивость, учат детей
адаптироваться в стрессовых и экстремальных ситуациях. Данная программа отличается от
многих других программ тем, что теоретические знания закрепляются практическими
занятиями.
Еще одной отличительной особенностью данной программы является то, что она
реализуется на принципах воспитывающего обучения – обучения, при котором достигается
органическая связь между приобретением знаний, умений, навыков, усвоением опыта
творческой деятельности и формированием эмоционально – целостного отношения к миру,
друг другу, к усваиваемому учебному материалу.
5
6
Данная общеразвивающая программа по направлению деятельности является социальнопедагогической и рассчитана на реализацию вариабельности, а именно, включение в занятия
детского объединения «Курс молодого бойца» нескольких разделов патриотической
направленности:
1)
Специальная подготовка – это организованный процесс планомерного усвоения
обучаемыми определенной системы знаний как составной части их научно-теоретической и
подготовки, закладывающей основы тактического мышления, широкого военного кругозора,
высоких морально-боевых и патриотических качеств, духовно-нравственных ценностей и
ориентиров воинской службы, включающих в себя нравственные нормы и идеалы. Данный
блок нацелен на воспитание, прежде всего, человека с высокоразвитым сознанием, способность
на основе своих знаний о действительности самостоятельно формировать свое мировоззрение,
оценивать значимость событий и самого себя, пересматривать свои потребности исходя из
интересов коллектива, регулировать, осмысливать мотивы и последствия своих поступков,
выискивать значимое «рациональное зерно» в каждом деле и самостоятельно принимать
решение о своем общественно полезном поведении в тех «принудительных» обстоятельствах, в
которые иногда ставит жизнь.
2)
Общая физическая подготовка - это система занятий физическими
упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость,
скорость, ловкость, гибкость) в их наиболее оптимальном сочетании. Общая физическая
подготовка обеспечивает базу для специальной физической подготовки в конкретном виде
спорта, или специальной трудовой деятельности. ОФП является прекрасным инструментом для
укрепления здоровья. При регулярных занятиях ОФП увеличиваются сопротивляемость
организма к неблагоприятным факторам, повышается иммунитет, укрепляется дыхательная и
сердечно сосудистая система организма.
Возраст детей. Программа «Курс молодого бойца» предназначена для обучения
несовершеннолетних, возрасте от 15 до 17 лет. Занятия по программе проводятся с
объединением детей разного возраста, с постоянным составом.
Программа «Школа молодого бойца» реализуется в течение всего календарного года.
Программа рассчитана на один год обучения. Продолжительность обучения – 34
академических часа. Занятия по программе проводятся: один раз в неделю по 1
академическому часу, занятия по данной программе проводятся со всем составом объединения.
Формы и методы организации проведения занятия
Выполнение программы обеспечивается через развитие у подростков интереса к
изучаемому материалу, через наличие большого количества практических занятий по
различным темам, выходы на местность, тренинги и т.д. Занятия проводятся как теоретические,
так и практические. Неотъемлемой частью обучения является контроль знаний, умений и
практических навыков обучающихся.
При проведении учебного занятия используются инновационные педагогические
технологии: развивающего и интерактивного обучения, проблемно-поисковые,
коммуникативные, имитационного моделирования экстремальных ситуаций, информационнокоммуникативные, здоровье сберегающие.
Методы и приёмы проведения занятий:
- словесные (рассказ, лекция, объяснение, беседа, дискуссия, напоминание, вопрос,
анализ);
- наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, плаката, наглядный показ
пневматического стрелкового оружия – винтовки МР-512, пистолетов МР-51, ПМ; модели
массогабаритного (ММГ) автомата Калашникова-74, 105; ММГ ручного пулемёта
Калашникова);
- практические (выполнение ситуативных задач, ролевые игры, учебно-тренировочные
занятия по стрелковой подготовке, практические занятия в полевых условиях);
6
7
•
•
•
•
•
•
•
№
1.
2.
3.
4.
Лекция
Тренировочные занятия
Соревнования
Сдача нормативов
Практические занятия
Военно-спортивные игры
Решение тактических задач
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов
Название раздела,
темы
Всего
Теория
Практика
Раздел 1. Специальная подготовка
Вводное занятие
1
Настоящие машины!
1
Знакомство с боевой
техникой.
Юные специалисты
1
военного дела!
Действия
подразделений в
разных ситуациях.
2
Выживание в лесу, на
открытой местности.
Формы
аттестации
Анкетирование
Опрос
Практические
задания
5.
Гонка вооружений.
Мы учимся стрелять
4
Анкетирование
6.
Юный медик
1
7.
1
8.
Ходим вместе - ходим
строем!
Мы – одна команда!
Тактическая
подготовка
Практические
задания
Опрос
1
Анкетирование
9.
Время учений!
1
Практические
задания
10.
11.
12.
13.
14.
Раздел 2. Общая физическая подготовка
Вводно занятие.
2
Техника безопасности
в спортивном зале.
Осмотр спортивного
инвентаря
Комплекс О.Р.У. 3
(общие разминочные
упражнение)
Комплекс О.Ф.П.
3
(общие физические
упражнения)
Акробатические
2
элементы
Перестрелка
2
7
Опрос
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Демонстрация
8
16.
Работа в парах.
Отработка ударов.
Зачет
17.
18.
Военная история
Химическая защита
19.
Огневая подготовка
2
20.
Основы самообороны
2
Итого
34
15.
Практические
задания
Практические
задания
2
1
Раздел 3. Вариативная часть
1
1
Демонстрация
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Календарно-учебный график
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Тема занятия
Введение. Знакомства с техникой
безопасности
Вводно занятие. Техника безопасности в
спортивном зале.
Настоящие машины!
Рукопашный бой, его принципы и тактика
Настоящие машины!
Общие разминочные упражнения
Юные специалисты военного дела.
Знакомство с макетами
Общие разминочные упражнения. Общие
физические упражнения
Юные специалисты военного дела.
Обмундирование.
Общие разминочные упражнения.
Акробатические элементы
Юные специалисты военного дела. Костюмы
химической защиты
Общие разминочные упражнения. Общие
физические упражнения
Юные специалисты военного дела. Итоговое
занятие
Общие разминочные упражнения. Общие
физические упражнения
Линейные эстафеты
Выживание в лесу, на открытой местности.
Правила поведения в лесу
Общие разминочные упражнения.
Акробатические элементы
Ориентирование на местности
Общие разминочные упражнения.
Упражнения на вестибулярный аппарат
Ориентирование на местности
Общие разминочные упражнения.
Отработка комбинационных упражнений
Форма
Занятия
Лекция, беседа
Форма
контроля
Анкетирование
Лекция, беседа
Опрос
Лекция, беседа
Лекция, беседа.
Экскурсия
Растяжка,
разминка,
стойка
ИКТ
Фронтальный опрос
Анкетирование
Фронтальный опрос
Практика
Растяжка,
разминка,
стойка
ИКТ, беседа, работа с
источники
Растяжка,
разминка,
упражнения с мячом
Практические задания
Практические задания
Практика
Практические задания
Фронтальный опрос
Разминка,
снарядами,
игры
Викторина
работа
со
подвижные
Тестирование
Практические задания
Разминка, стойка
Контрольные нормативы
Эстафеты, игра
Беседа, лекция, работа со
снаряжением
Разминка,
растяжка,
упражнения с мячом
Лекция, беседа, игра.
Работа со снарядами,
скакалками
Игра, беседа.
Практические задания
Практические задания
Разминка,
лапами
Практическое задание
8
работа
с
Практические задания
Фронтальный опрос
Практические задания
Практическое задание
9
22
Ориентирование на местности
23
Общие физические упражнения
Акробатические упражнения
Добывание огня в трудных условиях
Перестрелка
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
Выживание в лесу
Общая физическая подготовка. Работа в
парах. Отработка ударов.
Использование репшнура в лесном массиве.
Виды узлов.
Общие разминочные упражнения.
Упражнения на вестибулярный аппарат
Общие физические упражнения.
Передвижения в группах
Юный турист.
Общие разминочные упражнения
Передвижение в группах
Операция «Лесной массив»
Общие физические упражнения.
Акробатические элементы
Введение. Техникой безопасности
Интерактивный тир. Знакомство. Стрельба
из пневматической винтовки по движущимся
мишеням.
Общие разминочные упражнения
Передвижение в группах. Отработка ударов
Пистолет Макарова. стрельба по
неподвижным целям
Общие физические упражнения.
Акробатические элементы. Отработка
ударов
Автомат Калашникова. Ведения огня по
различным позициям и мишеням
Отработка Комбинационных ударов
Сборка-разборка макета автомата
Калашникова
Юный медик. Переломы.
Общие разминочные упражнения.
Передвижения в парах и группе
Юный медик. Ожоги и обморожение
История учреждения.
Подвиг О. А. Юрасова.
Хим. защита
Общие разминочные упражнения.
Отработка ударов. Спарринг.
Огневая подготовка
Общие разминочные упражнения.
Отработка ударов. Спарринги.
История учреждения.
Подвиг О. А. Юрасова.
Хим. защита
Общие разминочные упражнения. Отработка
ударов. Спарринг и
Огневая подготовка
Общие разминочные упражнения. Отработка
Игра, беседа, лекция,
работа с источниками
Разминка,
работа
со
снарядами
Мастер-класс
Мастер-класс
Комбинированный опрос
Мастер-класс
Работа со снарядами.
Практическое задание
Практические задание
Мастер-класс, игра.
Практическое задание
Разминка.
Работа
снарядами
Работа со снарядом
со
Практические занятия
Практическое задание
Практическое задание
Фронтальный опрос
Практическое задание
Викторина
Практические занятия
Разминка,
работа
со
снарядом
Викторина
Разминка,
растяжка,
работа со снарядами
Лекция, беседа
Беседа,
лекция,
викторина
Практические задания
Разминка, стойка, работа
с лапами
Беседа, лекция.
Практические задания
Разминка,
акробатика,
работа с лапами
Практические задания
ИКТ.
Практические задания
Разминка,
акробатика,
работа с лапами
Игра, беседа.
Практические задания
Лекция
Разминка,
акробатика,
работа с лапами
Лекция, беседа, ИКТ.
Комбинационное
занятие.
Фронтальный опрос
Практические задания
Разминка. Растяжка
Практические упражнения
Комбинационное
занятие.
Работа с спортивными
снарядами, спарринги
Комбинационное
занятие.
Практические упражнения
Разминка. Спарринги
Практические упражнения
Практика.
Разминка. Спарринги
Практические упражнения
Практические упражнения
9
Фронтальный опрос
Практические задания
Анкетирование
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Практические задания
Практические задания
Наблюдение
Практические упражнения
Наблюдение
1
0
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
ударов. Спарринги.
Ходим вместе - ходим строем! Строевой шаг
Отработка ударов. Передвижения в парах
Строевой шаг. Квадрат.
Общие физические упражнения.
Акробатические элементы.
Методика проведения тактико-строевого
занятия.
Общие физические упражнения.
Акробатические элементы. Отработка
ударов
Особенности тактического строя.
Общие физические упражнения.
Акробатические элементы.
Строевой шаг. Квадрат.
Игра на местности «Мы – одна команда!»
Ходим вместе - ходим строем! Организация
и тактико-строевого занятия.
Общие разминочные упражнения.
Отработка Комбинационных ударов
Повторение и обобщение пройденного
материала
Вместе весело шагать..
Зачет. Сдача контрольных нормативов.
Отработка Комбинационных ударов
Сдача контрольных нормативов
Повторение и обобщение пройденного
материла.
Время учений!
Практика.
Спарринги
Практика
Растяжка
Практические упражнения
Практические упражнения
Практические упражнения
Практические упражнения
Практика.
Отсутствует
Работа со снарядами
Практические упражнения
Беседа, лекция.
Растяжка
Отсутствует
Практические упражнения
Практика
Игра
Практика, лекция.
Практические упражнения
Отсутствует
Отсутствует
Разминка, Спарринги
Практические упражнения
Беседа. задания
Отсутствует
Практика
Упражнения
Разминка, Спарринги
Разминка,
выполнение
упражнений
Разминка, Спарринги
Практические задания
Нормативы
Игра, викторина.
Нормативы.
Индивидуальный опрос
Фронтальный опрос
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН
РАЗДЕЛ 1. Тактическая подготовка
Тема № 1. Знакомство с боевой техникой.
Теория: Назначение и тактико-технические характеристики боевой техники и
вооружения мотострелковой бригады.
Тема № 2. Юные специалисты военного дела! Действия подразделений в разных
ситуациях.
Теория: Штатные средства для проведения частичной и полной специальной обработки
техники, оружия и обмундирования.
Практика: Практические работы по проведению специальной обработки подразделений.
Требования безопасности в ходе проведения специальной обработки.
Тема № 3. Выживание в лесу, на открытой местности.
Теория: правила поведения в лесу. Экстремальные ситуации. Ориентирование.
Определение сторон горизонта различными способами. Магнитный азимут. Определение
направления движения по магнитному азимуту.
Практика: Ориентирование на местности. Выход в лес.
Тема № 4. Гонка вооружений. Учимся стрелять.
Теория: История стрелкового оружия. Знакомство с интерактивным тиром.
Пневматическая винтовка: Тактико-технические характеристики пневматической винтовки.
Правила и приемы прицеливания пневматической винтовки. Ведения огня в положении стоя.
Пистолет Макарова. Тактико-технические характеристики пистолета Макарова. Правила и
приемы прицеливания пистолета Макарова. Автомат Калашникова. Зачет.
1
0
11
Практика: Ведения огня в положении лежа. Ведение огня по движущимся мишеням.
Правила и приемы прицеливания автомата Калашникова. Сборка –разборка макета автомата
Калашникова.
Тема № 5. Юный медик
Теория: Общие понятия о ранениях и кровотечениях. Предназначение и порядок
использования индивидуального медицинского оснащения военнослужащих. Методика
наложения повязок, остановки кровотечения.
Практика: практические задания с использованием манекена человека. Эвакуация
раненых.
Тема № 6. Ходим вместе - ходим строем!
Теория: Строевые приемы и движение без оружия.
Организация и методика
проведения тактико-строевого занятия.
Практика: выполнение упражнений строевой подготовки
Практика в проведении ТСЗ со взводом по теме.
Тема №7. Мы – одна команда! Тактическая подготовка
Теория: Тактическая подготовка – это. Действия в команде во время наступательного и
оборонительно боя.
Практика: рекогносцировка и подготовка места проведения занятия.
Тема № 8. Время учений
Теория: Изучение истории родного края. Любань в годы Великой Отечественной войны.
Повторение и обобщение пройденного материала. Зачет.
Практика: Исторический квест и викторины, посвященные истории родного края.
РАЗДЕЛ 2. Общая физическая подготовка.
Тема №9. Вводное занятие.
Теория: Техника безопасности в спортивном зале. Осмотр спортивного инвентаря.
Знакомство.
Тема №10. Комплекс общих разминочных упражнений
Теория: Общие требования для проведения каждого подраздела разминки. Примеры
разминочных упражнений.
Практика: Упражнение на осанку. Упражнение для мышц туловища. Упражнение для
косых мышц туловища. Упражнение на силу мышц ног. Упражнение для мышц брюшного
пресса. Упражнение на силу рук и плечевого пояса. Упражнение на силу мышц туловища,
спины, живота. Упражнение на увеличение подвижности в суставах. ОРУ на месте в парах.
Общеразвивающие упражнения с большим мячом
Тема №11. Общая физическая подготовка
Теория: Общие требования. Обучение и примеры упражнений.
Практика: Базовые упражнения: жим лежа, становая тяга, выпады с весом.
Тема №12. Перестрелка
Практика: Игры на движение. Игры на меткость и ловкость с использованием боевого
лука.
Тема №13. Работа в парах. Отработка ударов.
Теория: Общие требования. комбинации, бросковой и борцовской техники
Практика: Обучение комбинации ударной и борцовской техник в рукопашном бою.
Стойки. Броски.
Тема №14. Передвижение в парах и группе
Теория: Общие требования. Техника передвижения в парах
Практика: Упражнения на сопротивление. Упражнения на оказание помощи.
Упражнения с поддержкой. Упражнения с подниманием и переносом партнера. Партнер как
отягощение. Упражнения в движении в парах.
11
12
Тема №15. Зачет
Практика: Повторение пройденного материла. Подготовка выступления в спортивном
зале.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОГРАММЫ
Рабочая программа «Курс молодого бойца» предусматривает различные методы и
приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода
обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность
и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит
педагог.
Формы деятельности: лекции, беседы, практические занятия (упражнения, тренинги,
игры), тестирование, самостоятельная работа.
Все занятия носят, в основном, практический характер, включают следующие элементы:
организационный момент, краткий информационный блок, творческое выполнение задач,
поставленных на занятии, подведение итогов и анализ деятельности каждого участника занятия.
В процессе реализации данной программы используются следующие формы, методы и
педагогические технологии:
лекция, рассказ;
групповые и индивидуальные беседы;
игра,
тренинг;
мастер-класс;
сдача нормативов
практические занятия
военно-спортивные игры
педагогическая диагностика.
Для успешной реализации программы «Курс молодого бойца» подготовлен, накоплен
следующий дидактический и раздаточный материал, необходимый для успешного освоения
программы.
Раздел или тема
Вводное занятие
Настоящие
машины!
Знакомство с
боевой техникой.
Юные
специалисты
военного дела!
Действия
подразделений в
разных ситуациях.
Выживание в лесу,
на открытой
местности.
Гонка вооружений.
Учимся стрелять.
Форма занятий
Приемы и
Дидактический
методы в рамках
материал
занятия
Раздел 1. Специальная подготовка
Лекция, беседа
Анкетирование
Журнал
Материально-техническое
обеспечение занятия
Лекция, беседа
Фронтальный
опрос
Отсутствует
Отсутствует
Интегрированное
занятие, Сюжетноролевая игра
Практические
задания
Ноутбук, проектор, доска
Лекция,
беседа.
игра, практические
упражнения
Фронтальный,
индивидуальный
опрос.
Раздаточный
материал,
правила
сюжетноролевой игры,
видеофильм
Фотографии,
исторические
источники,
видеофильм
Лекция,
беседа.
игра, практические
упражнения
Фронтальный,
индивидуальный
опрос.
Отсутствует
Ноутбук. Проектор, доска,
презентация
12
Отсутствует
Ноутбук, проектор, доска
13
Юный медик
Ходим вместе ходим строем!
Мы – одна
команда!
Тактическая
подготовка
Время учений!
Вводно занятие.
Техника
безопасности в
спортивном зале.
Осмотр
спортивного
инвентаря
Комплекс О.Р.У. (общие
разминочные
упражнение)
Комплекс О.Ф.П.
(общие физические
упражнения)
Акробатические
элементы
Перестрелка
Работа в парах.
Отработка ударов.
Зачет
Военная история
Химическая
защита
Огневая
подготовка
Основы
самообороны
Беседа, дискуссия,
просмотр учебного
фильма
Лекция,
интегрированное
занятие
Лекция. Просмотр
учебного фильма
Практические
упражнения
Фронтальный,
индивидуальный
опрос.
Практические
упражнения
Фронтальный,
индивидуальный
опрос.
Отсутствует
Ноутбук. Проектор, доска,
презентация, видеофильм
Отсутствует
Ноутбук. Проектор, доска,
презентация,
Отсутствует
Ноутбук. Проектор, доска,
презентация, видеофильм
Беседа
Контрольная
Проверочный
работа
лист
Раздел 2. Общая физическая подготовка
Лекция, беседа
Опрос
Журнал
Лекция, беседа
Демонстрация,
Практические
задания
Фото материалы
Отсутствует
Практические
Практические
упражнения,
задания
интегрированные
задания
Отсутствует
Практические
Демонстрация,
упражнения,
Практические
интегрированные
задания
задания
Отсутствует
Практические
Практические
упражнения,
задания
интегрированные
задания
Отсутствует
Практические
Практические
упражнения,
задания
интегрированные
задания
Практические
Демонстрация
Раздаточный
упражнения,
материал
для
интегрированные
получения
задания, спарринги
заданий
Раздел 3. Вариативная часть
Экскурсия, беседа,
Демонстрация
Видеоматериал
видеофильм
Практические
Практические
Отсутствует
упражнения
задания
Отсутствует
Лекция,
беседа.
Фронтальный,
игра, практические индивидуальный
упражнения
опрос.
Практические
упражнения
Отсутствует
Практические
Практические
упражнения,
задания
интегрированные
задания
13
Скакалки, обручи,
шлемы, ремни
лапы,
Отсутствует
Скакалки, лапы, гантели
Палочки, мячи
Скакалки, лапы, гантели
Отсутствует
Скакалки, лапы, гантели
Ноутбук. Проектор, доска,
презентация, видеофильм
Комплекты ОЗК
Электронный тир
Отсутствует
14
Материально-техническое обеспечение программы
При реализации программы занятия с обучающимися проходят в следующих кабинетах:
кабинет начальной военной подготовки, кабинет военной истории, спортивный зал.
Для успешного освоения детьми содержания программы необходимо наличие учебного
класса (для проведения теоретических занятий); спортивного зала (для занятий физической
подготовки); место для стрельбы из пневматического оружия (длиной не менее 12 м шириной
не менее 3 м, может быть совмещено со спортивным залом); кладовой с металлическим шкафом
(ящиком) для хранения учебного и пневматического оружия; спортивные снаряды (турник,
брусья).
При подготовке и проведении теоретических и практических занятий в рамках освоения
содержания программы «Курс молодого бойца» используется следующее материальнотехническое обеспечение:
макеты массогабаритные автоматов Калашникова, магазины с учебными
патронами - по численности учебной группы;
макеты пистолета Макарова
пневматические винтовки и расходный материал (пули, мишени);
комплекты средств индивидуальной защиты кожных покровов (костюмы
химзащиты)
узлы
рюкзаки, ранец
спортинвентарь: маты и мешки боксерские, шлемы, лапы, скакалки, обручи;
электронные презентации по темам в программе Microsoft Office PowerPoint,
видео - и художественные фильмы патриотической направленности.
компьютерные технологии: использование интернета, компьютера и
программного обеспечения для создания электронных тестов, мультимедийных
презентаций с аудио- и видеоэффектами
наглядный материал, реквизит:
мультимедийные презентации;
учебные видеофильмы;
Информационное обеспечение программы
При реализации программы на занятиях с детьми используются следующие интернет
источники и ресурсы:
https://РДШ.рф – Российское движение школьников.
http://voenservice.ru – Основы огневой подготовки
http://voennizdat.ru - Литература и учебные пособия по военному делу.
http://nastavleniya.ru – сборка и разборка автомата Калашникова
https // akak.ru— сборка и разборка автомата Калашникова;
Формы аттестации
В рамках общеразвивающей программы «Курс молодого бойца» применяются
различные формы аттестации обучающихся:
Промежуточная аттестация осуществляется в декабре месяце с целью проверки уровня
успеваемости обучающихся детского объединения. Промежуточная аттестация проходит в
игровой форме. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию внимания,
памяти, творческого воображения, аналитических способностей у детей с ограниченными
возможностями здоровья. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие
знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности
обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить
предусмотренные программой знания, умения и навыки.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года с целью отслеживания знаний,
умений, навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В
14
15
программе применяются различные формы проверки знаний и умений обучающихся. Педагоги
вправе сами определить форму итоговой аттестации. В ходе зачета обучающиеся выполняют
индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной (если это
возможно) и письменной форме. В рамках третьего раздела программы осуществляться
взаимопроверка знаний и умений в мини-группах. Введение системы зачетов заложено
программой в специальное планирование педагогом изучения отдельных разделов программы
(тем, тематических блоков) и выделение времени в образовательном процессе для проведения
зачетов.
Ожидаемые результаты.
Результаты освоения программы «Курс молодого бойца» разработаны с учетом
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и
среднего (полного) общего образования и включают:
Личностные результаты:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
-бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую
помощь и др.
Метапредметные результаты:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
1.
2.
3.
4.
5.
6.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература, используемая для разработки программы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
№ 41).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом
Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. N 996-р).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 "О
направлении информации". Методические рекомендации по проектированию
15
16
дополнительных общеразвивающих
программы).
7. Устав учреждения.
программ
(включая
разноуровневые
Дополнительные общеразвивающие программы, используемые для разработки
программы «курс молодого бойца».
8. Дополнительная общеразвивающая программа «Мы-вместе» МБУ ДО ЦВР
«Беркут» - педагог дополнительного образования Цветков Н.В.
9. Дополнительная общеразвивающая программа «Основы рукопашного боя» МБУ
ДО ЦВР «Беркут» - педагог дополнительного образования Сабуров В.А.;
методист Галочкина Л.А.
Учебные пособия для педагогов:
10. Балашов А.Ю. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к
военной службе: история и современность // Учебно-методические материалы;
Смоленск. 2013 – 45 с.
Дополнительная литература для педагогов:
11. Алексеева О.В. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л.
Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.
12. Воротынцева О.В. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева //
Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)
13. Гогоберидзе А.С. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе //
Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
14. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В.
Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
15. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова //
Методист. – 2014. - № 3.
16. Носова Г.С. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском
саду. – 2009. – № 3.
17. Сакавичене О.А. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичен
//Ребенок в детском саду. – 2006. - № 2.
18. Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей
среды / Е. Шаламова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.
16