МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования города Кузнецка
МБОУ СОШ № 8 им. П. А. Щипанова города Кузнецка
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Педагогического
совета
МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова
города Кузнецка
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
Директор МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова города
Кузнецка
________________________
Шалькина С.В.
Приказ № 51 - ОД
от «30» августа 2024 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
Клуб «Патриот»
для обучающихся 11 класса
Кузнецк, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 8 им. П.А. Щипанова города
Кузнецка духовно-нравственного направления клуб «Патриот» для средней школы,
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта,
среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, Требований к результатам среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования второго поколения.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
-результаты освоения курса внеурочной деятельности;
-содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности;
-тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД:
1. социализация личности;
2. формирование понятия о национальной истории и представления о вкладе своего
народа в мировую историю и культуру;
3. развитие творческого потенциала ученика;
4. воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей,
политических взглядов и убеждений;
5. воспитание интереса к творческой деятельности;
6. формирование гражданского отношения к Отечеству;
7. бережное отношение к духовным ценностям;
8. активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации
Метапредметные УУД:
1.освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного
проектного мышления, творческого потенциала личности;
2.формироавание умения планировать, контролировать в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
3.развитие способности осознанно строить речевое высказывание;
4.формирование способности сравнивать, анализировать обобщать и переносить
информацию;
5.воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение, отношение;
6.овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться,
распределять функции, осуществлять взаимный контроль.
Предметные УУД:
1.сформированность краеведческих знаний;
2.сформированность интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни
родных и близких, верно служивших и служивших сегодня Родине, знание своих корней.
3.развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Изучив курс внеурочной деятельности клуб «Патриот», учащиеся должны
знать:
Название страны, региона, где живет учащийся, родного города
Символику страны, края, села, школы;
Государственные праздники;
Имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
должны уметь:
Описывать изученные события истории Отечества;
Оценивать поступки других с позиции добра и зла
Уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
Поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
При этом, образовательные результаты вне учебной деятельности школьников могут
быть трех уровней.
Первый уровень-приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной
реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в
дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального
знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов-формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям общества ( человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие
школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной,
дружественной ему социальной среде.
Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает ( или не получает) первое
практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить
(или отвергает).
Третий уровень результатов- получение школьником опыта самостоятельного
социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в
открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «
действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно
настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто
узнает о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Я гражданин.(10 ч.)
Занятие 1-3.
Тема. Россия-Родина моя. Символы государства-герб и флаг. Гимн России.
Россия- наша Родина. Москва-столица Российского государства. Символы государства
(герб, флаг, гимн). История появления символов.
Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах
государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их
функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов;
воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства;
формировать чувство гордости за свою Родину.
Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.
Занятие 4.
Тема. Родной край- частица России. Символика области.
Пензенская область-житница России. Символика области. Город Пенза.
Достопримечательности области. Люди и их занятия.
Цель: вызвать у детей интерес к своему края, познанию родного края;
познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать
любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Понятия: гражданин, права, и обязанности граждан, патриот.
Занятие 5-6
Тема. Мой родной город.
История основания города Достопримечательности. Мы о Кузнецке стихами говорим.
Цель: познакомить с историей основания родного города, его символик
( флаг, герб), достопримечательностями; познакомить со стихами местных поэтов.
Понятия: односельчанин, достопримечательность.
Занятие 7.
Тема: Экскурсия «Наша улица».
Знакомство с улицами родного города .История названий улиц. Правила поведения на
улице.
Цель: познакомить с историей образования улиц родного города, развивать
логическое мышление.
Понятия: улица, дом.
Занятие 8.
Тема: Я- ученик.
Я-ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности
школьника.
Цель: познакомить с традициями школы, ее символикой (герб, флаг, гимн),
правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство
причастности к коллективу школы, ее традициям; развивать желание поддерживать
традиции школы и приумножать их.
Понятия: ученик, традиция.
Занятие 9.
Тема. Родной дом и семья.
Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые
отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Цель: формирование понятия «Я-сын ( дочь)»; учить быть внимательными к
близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство
ответственности за честь семьи.
Понятия: семья, родословная, труд, отдых.
Занятие 10.
Тема. Традиции семьи. Примечай будни, праздники сами придут.
Народные праздники России (Рождество, Масленица, Троица). Русские народные
песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье.
Цель: познакомить с традиционными народными праздниками России,
формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать
речевые умения.
Практическая работа: разучивание народных игр и песен.
Понятия: семейная традиция, праздник.
Раздел 2.Живые страницы прошлого (7 ч.)
Занятие 11.
Тема. Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и культура
восточных славян.
Цель: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их
личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе
народных песен и игр; формировать личностные компетентности- открытость,
доброжелательность.
Понятия: предки, друг, заповедь.
Занятие 12.
Тема. Богатырская наша сила.
Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила.
Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».
Цель: познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской
доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия
на примере исторических героев; развивать речевые умения.
Понятия: былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.
Занятие 13.
Тема. Русские героические сказки.
Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем.
Какими качествами обладает патриот.
Цель: развивать интерес к историческому прошлому своей страны через
приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать
патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.
Понятия: герой, патриот.
Занятие 14.
Тема. Русский солдат сам черт ему брат.
Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли
русского солдат духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве ( сказки,
песни, пословицы и поговорки).
Цель: рассказать о необходимости русского солдата, познакомить с понятием
« дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.
Понятия: оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли.
Занятие 15.
Тема: Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.
Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и
их деяния. Почитание героев народом. История названия села Александровского.
Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра
Невского как великих полководцев, почитаемых народом; познакомить с историей
названия села Александровского.
Понятия: полководец, святой.
Занятие 16.
Тема: Русские полководцы, А.В. Суворов.
Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать.
Суворовские училища. Суворов в селе Александровском.
Цель: Создать целостный , но противоречивый образ А.В.Суворова, познакомить с
его ролью в образовании села Александровского; воспитывать потребность в
укреплении духовного и физического здоровья.
Понятия: сила духа, здоровье.
Занятие 17.
Тема. Военные забавы юного Петра.
Царь Петр 1. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия-морская
держава. Нахимовские училища.
Цель: познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии
и флота; развивать логическое мышление.
Понятия: армия, флот.
Раздел 3. Прошлое рядом.
Занятие 18-21.
Тема. Путешествие по городам –героям. ( Москва, Санкт Петербург, Волгоград,
Курск).
Город-герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом
Павлова. Курская дуга.
Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры
городов-героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство
гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам
Отечества; развивать умение работать в группах.
Понятия: город-герой, защитник.
Занятие 22.
Тема. Кузнецкий район и город Кузнецк в годы Великой Отечественной войны.
Экскурсия в городской музей боевой славы.
Район и город в годы Великой Отечественной войны. Земляки-герои.
Посещение краеведческого музея.
Цель: расширить знания учащихся об истории родного города в годы Великой
Отечественной войны, земляках Героях Советского Союза.
Понятия: война, подвиг, награда.
Занятие 23-24.
Тема. День героев Отечества, День Защитника Отечества.
Государственные праздники: День героев Отечества, День Защитника Отечества.
История праздника. Есть профессия Родину защищать.
Цель: познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника
День героев Отечества, День Защитника Отечества; формировать осознанную
необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии,
военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.
Понятия: военный, Отечество.
Занятие 25.
Тема. Проект «Военная летопись нашей семьи». Что такое летопись. Военная
летопись семьи. Династии военных.
Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого
отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений.
Занятие 26.
Тема. Дети войны.
Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой.
Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.
Цель: Расширить знания детей о героических подвигах их сверстников. В годы
Великой отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формирование
чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения
работать с различными источниками информации и анализировать их, формировать
свою точку зрения.
Понятия: дети войны.
Занятие 27.
Тема. День космонавтики.
Ученые- покорители космоса К.Э Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт
Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.
Цель: дать представление об освоении космического пространства; познакомить с
первыми покорителями космоса С.П. Королевым и Ю.А. Гагариным; воспитывать
чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении
космического пространства.
Понятия: космос, космонавт, ученый.
Занятие 28.
Тема. День Победы.
День победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.
Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей
военного поколения , их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное
отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.
Понятия: ветеран, поклонение.
Занятие 29.
Тема. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».
Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты односельчане о войне.
Цель: знакомство с творчеством поэтов, отразивших в произведениях героическое
прошлое родной страны, и творчеством поэтов односельчан; развивать речевые
умения.
Занятие 30.
Тема. Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу
Воинской славы.
Участники боевых действий. Мемориал Воинской славы. Вечный огонь.
Цель: формировать стремление быть похожим на героев войны и участников
боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан.
Занятие 31.
Тема. Экскурсия в детскую библиотеку.
Библиотека-хранилище прошлого. Источник информации. Тематическая выставка
книг. Правила поведения в библиотеке.
Цель: знакомство с районной детской библиотекой; привитие интереса к
познанию окружающего мира через чтение книг.
Понятия: библиотека, выставка, каталог.
Раздел 4. Заключение (3 ч)
Занятие 32.
Тема: Зарница.
Проведение военно-спортивной игры «Зарница».
Цель: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к
победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовать
в практической деятельности полученные знания и умения.
Занятие 33.
Тема. Конкурс рисунков «Мы за мир!»
Дети за мир на планете.
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости детей и умения передавать
свои чувства в рисунке; развитие творческих умений детей и умения работать в
группе.
Занятие 34.
Тема. Что мы узнали и чему научились за год.
Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.
Цель: подвести итоги работы.
3. Тематическое планирование
Таблица учебно-тематического распределения часов на один учебный год.
№
п\п
1.
Раздел, тема
Количество
часов
10
Теоретические
занятия
4
Практические
занятия
6
2.
Живые
страницы
прошлого
10
4
6
3.
Прошлое рядом
12
7
5
4.
заключение
2
-
2
Итого
34
15
19
Я-гражданин
Виды деятельности
ученика
Развивают
познавательный
интерес к своей
стране
Знакомятся с
символикой края,
правами и
обязанностями
граждан; воспитывать
любовь к родному
краю, чувство
патриотизма.
Расширить знания
учащихся об истории
родного города в годы
Великой
Отечественной войны,
земляках Героях
Советского Союза;
познакомить с
понятием
«государственный
праздник», историей
праздника День героев
Отечества, День
защитника Отечества;
формировать
осознанную
необходимость
защищать Отечество,
воспитывать
уважительное
отношение к армии,
военной профессии;
развивать смекалку и
наблюдательность
Учатся реализовывать
в практической
деятельности
полученные знания и
умения.