МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования города Кузнецка
МБОУ СОШ № 8 им. П. А. Щипанова города Кузнецка
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Педагогического
совета
МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова
города Кузнецка
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
Директор МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова города
Кузнецка
________________________
Шалькина С.В.
Приказ № 51 - ОД
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6559179)
Финансовая грамотность
для обучающихся 10-11 классов
Кузнецк, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена
на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность:
учебная программа. 10-11 классы общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова,
И.О. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014) в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Концепция Национальной программы повышения
уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, Проект Министерства
финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и
развитию финансового образования в Российской Федерации»
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ"
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные
решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти
решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через
развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ"
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ№8 им. П. А. Щипанова. Положения о рабочей программе внеурочной деятельности
МБОУ СОШ№8 им. П. А. Щипанова. Программа внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность» реализуется в 10-11х классах (1 часа в неделю) на 34 часов.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ"
- олимпиады; - викторины; - «круглые столы»; - конкурсы; - проектную деятельность; клубные мероприятия;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ"
10 КЛАСС
Модуль 1.Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (10 часов)
Механизм взаимодействия Центрального банка и коммерческих банков. Пассивные
иактивные операции банка. Отличие номинального и реального процента, простой
исложный процент; типы депозитов; типы кредитов; программы инвестирования
вдрагоценные металлы и ценные бумаги; что такое кредитная история;
составляющиепортфеля инвестиций.
Модуль 2.Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (10 часов)
Фондовый
рынок;
ценные
бумаги;
акции;
облигации.
Механизм
функционированияфондового рынка. Виды ценных бумаг и их отличия друг от друга.
Субъекты (участники)фондового рынка и суть их деятельности. Возможности участия
физических лиц в игре нарынке ценных бумаг; правила выбора профессионального
агента.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (8 часов)
Налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по
налогам.Основания для взимания налогов с граждан и фирм в России; общие принципы
работыналоговой службы; случаи, в которых необходимо подавать налоговую
декларацию;способы получения ИНН; случаи и способы получения налогового
вычета.11 КЛАССМодуль 4. Обеспеченная старость: возможность пенсионного
накопления (8часов)Пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления. Виды
пенсий и условия ихполучения; способы финансового обеспечения старости, помимо
пенсии; существующиепрограммы пенсионного обеспечения. От чего зависит размер
пенсии; риск в разного родапенсионных программах; важность пенсионных накоплений
в России.Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять (10 часов)Бизнес;
стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурист. Правила создания нового
бизнеса;программы,
направленные
на
поддержку
и
развитие
молодых
предпринимателей; кудаможно обратиться за юридической помощью в случае открытия
собственного дела;условия, при которых можно стать стартапером.Модуль 6.
Финансовые мошенничества как распознать и не стать жертвой (10
часов)Финансовый риск; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;
портфельинвестиций.
Какие
бывают
финансовые
риски
в
современной
российскойдействительности. Куда обращаться в случаях потери (кражи) финансовых
документов(банковской карты, сертификатов, сберкнижек и др.); меры ответственности
государства вслучаях финансового мошенничества и др.Модуль 7. Страхование: что и
как надо страховать, чтобы не попасть в беду(12 часов)Страхование, договор на
услуги по страхованию, медицинское страхование,автострахование, страхование жизни,
страховой случай. Структура и особенностистрахового рынка в России. Виды
(обязательное и добровольное) и условия пользованиямедицинским страхованием.
Условия автострахования. Использование различных
страховых продуктов. Алгоритм действия при наступлении страховых случаев.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных
финансов;
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами
обязанности.
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о
семейном бюджете.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их
решения;
владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и
их оценки;
владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование
поведения в сфере финансов;
сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между
социальными и финансовыми явлениями и процессами; умение осуществлять
элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
сформированность коммуникативной компетенции:
вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных
источников.
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
собственное поведение и поведение окружающих.
адекватно
оценивать
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 - 11 КЛАСС
владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность
денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит
семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование,
форс-мажор, страхование, финансовые риски,бизнес, валюта и валютный рынок,
прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
владение знанием:
структуры денежной массы
структуры доходов населения страны и способов её определения
зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для
физических лиц
возможных норм сбережения
способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные
жизненные ситуации
видов страхования
видов финансовых рисков
способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых
задач
способов определения курса валют и мест обмена
способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов.
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный
бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов
на простых примерах;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных
проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п
1
Наименование разделов и тем
программы
Банки: чем они могут быть вам
полезны в жизни
Количество
часов
10
Основное
содержание
Механизм
взаимодействия
Центрального
банка и
коммерческих
банков. Пассивные
и активные
операции банка.
Отличие
номинального и
реального
процента, простой
и сложный
процент; типы
депозитов; типы
кредитов;
программы
инвестирования в
драгоценные
металлы и ценные
бумаги; что такое
кредитная история;
Основные виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
различать срочные
вклады и вклады
до
востребования,
рассчитывать
доходность
вкладов,
сравнивать
ставку по вкладу
с уровнем
инфляции;
рассчитывать
реальный
банковский
процент,
простой и
сложный
процент;
читать (т. е.
понимать)
договоры по
депозитам и
https://fincult.info/
составляющие
портфеля
инвестиций.
кредитные
договоры;
различать виды
кредитов,
соотносить вид
кредита с целью
кредита;
рассчитывать
объём выплат по
кредиту и
полную
стоимость
кредита,
рассчитывать
стоимость
кредита в случае
досрочного
погашения,
пользоваться
кредитным
калькулятором и
калькулятором
вкладов;
рассчитывать
выплаты по
ипотечному
кредиту на
различные
сроки;
рассчитывать
размер
уплачиваемых
процентов по
кредитной
карте;
пользоваться
банкоматом;
находить в сети
Интернет
информацию о
программах
инвестирования;
находить
актуальную
информацию на
сайте Банка
России и сайтах
коммерческих
банков,
находить и
интерпретирова
ть информацию
о рейтинге
банков,
искать и
интерпретирова
ть актуальную
информацию по
фондовому
рынку;
различать виды
ценных бумаг;
сравнивать
котировки акций
во времени,
рассчитывать
доходность
акций (при
известных
показателях);
рассчитывать курс
валют.
2
Фондовый рынок: как его
использовать для роста доходов
10
Фондовый рынок;
ценные бумаги;
акции; облигации.
Механизм
функционирования
фондового рынка.
Виды ценных
бумаг и их отличия
друг от друга.
Субъекты
(участники)
фондового рынка и
суть их
деятельности.
Возможности
участия
физических лиц в
игре на рынке
находить в сети
Интернет информацию о
программах
инвестирования;
находить
актуальную
информацию на
сайте Банка
России и сайтах
коммерческих
банков,
находить и
интерпретирова
ть информацию
о рейтинге
банков,
искать и
интерпретирова
https://fincult.info/
3
Налоги: почему их надо
платить и чем грозит неуплата
8
ценных бумаг;
правила выбора
профессионального
агента.
ть актуальную
информацию по
фондовому
рынку;
различать виды
ценных бумаг;
сравнивать
котировки акций
во времени,
рассчитывать
доходность
акций (при
известных
показателях);
рассчитывать курс
валют
Налоги; пошлины;
сборы; налоговая
система; ИНН;
налоговый вычет;
пеня по налогам.
Основания для
взимания налогов с
граждан и фирм в
России; общие
принципы работы
налоговой службы;
случаи, в которых
необходимо
подавать
пониманию
необходимости
уплаты налогов,
а также своих
прав и
обязанностей в
сфере
налогообложени
я;
понимать целей и
задач налоговой
политики
государства
понимать
https://fincult.info/
налоговую
декларацию;
способы получения
ИНН; случаи и
способы получения
налогового вычета.
механизм
налогового
вычета;
рассчитывать
сумму
уплачиваемых
налогов;
находить
информацию о
местоположении
инспекции
ФНС;
заполнять
налоговую
декларацию;
рассчитывать
зарплату без
налогового
вычета и с
налоговым
вычетом,
определять
размер
налогового
вычета;
получать
актуальную
информацию по
задолженности
или другим
вопросам на
сайте налоговой
службы и сайте
государственны
х услуг;
рассчитывать
размер штрафа и
пени за
неуплату
налогов.
4
Страхование: что и как надо
страховать, чтобы не попасть в
беду
6
Страхование,
договор на услуги
по страхованию,
медицинское
страхование,
автострахование,
страхование
жизни, страховой
случай. Структура
и особенности
страхового рынка в
России. Виды
(обязательное и
добровольное) и
условия
пользования
медицинским
страхованием.
Условия
автострахования.
Изучение основных
задач и принципов
страхования.
Знакомство со
страховыми продуктами
в различных сферах
жизни. Обсуждение
преимуществ и
последствий заключения
договоров на
страхование. Изучение
видов страхования и их
различий (обязательное
и добровольное). Поиск
и интерпретация
актуальной информации
в сфере страхования.
Чтение договоров
страхования.
https://fincult.info/
Использование
различных
страховых
продуктов.
Алгоритм действия
при наступлении
страховых случаев.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
11 КЛАСС
№ п/п
1
Наименование разделов и тем
программы
Страхование: что и как надо
страховать, чтобы не попасть в
беду
Количество
часов
6
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Страхование,
договор на услуги
по страхованию,
медицинское
страхование,
автострахование,
страхование
жизни, страховой
случай. Структура
и особенности
страхового рынка в
России. Виды
(обязательное и
добровольное) и
условия
пользования
медицинским
страхованием.
Условия
автострахования.
Использование
различных
страховых
Изучение основных
задач и принципов
страхования.
Знакомство со
страховыми продуктами
в различных сферах
жизни. Обсуждение
преимуществ и
последствий заключения
договоров на
страхование. Изучение
видов страхования и их
различий (обязательное
и добровольное). Поиск
и интерпретация
актуальной информации
в сфере страхования.
Чтение договоров
страхования.
https://fincult.info/
продуктов.
Алгоритм действия
при наступлении
страховых случаев.
2
Собственный бизнес: как
создать и не потерять
10
Бизнес; стартап;
бизнес-план;
бизнес-ангел;
венчурист.
Правила создания
нового бизнеса;
программы,
направленные на
поддержку и
развитие молодых
предпринимателей;
куда можно
обратиться за
юридической
помощью в случае
открытия
собственного дела;
условия, при
которых можно
стать стартапером.
-находить в различных
источниках актуальную
информацию по
организации стартапа и
ведению бизнеса;
составлять бизнесплан по
алгоритму,
вести простые
финансовые
расчёты, считать
издержки,
доход, прибыль;
находить
актуальную
информацию по
получению
помощи в
стартапах.
понимать
основные
принципы
устройства
финансовых
пирамид и
осознания
https://fincult.info/
опасности
участия в них.
читать (понимать)
декларацию о
рисках;
защищать свою
личную
информацию в
сети Интернет
(пользоваться
паролями,
ПИНкодами и
др.);
3
Финансовые мошенничества:
как распознать и не стать
жертвой
10
Финансовый риск;
финансовое
мошенничество;
финансовые
пирамиды;
портфель
инвестиций. Какие
бывают
финансовые риски
в современной
российской
действительности.
Куда обращаться в
случаях потери
(кражи)
финансовых
документов
Изучение видов
финансового
мошенничества. К ним
относятся, например,
кража данных
финансовых карт,
нигерийское письмо,
скимминг, СМСмошенничество,
фарминг и другие.
Знакомство с
признаками
финансового
мошенничества. К ним
относятся гарантии
высокого дохода,
агрессивная и
https://fincult.info/
(банковской карты,
сертификатов,
сберкнижек и др.);
меры
ответственности
государства в
случаях
финансового
мошенничества и
др.
навязчивая реклама,
предварительный взнос
организаторам помимо
вложений и другие.
Обучение правилам
финансовой гигиены.
Среди них — не
сообщать никому
данные своей карты, не
открывать письма,
файлы и ссылки,
пришедшие от
неизвестных людей, а
также «странные» и
неожиданные письма от
знакомых. Обучение
действиям
пострадавшего от
финансового
мошенничества.
Например, при краже
карты — срочно её
заблокировать, при
списании денег с карты
— позвонить в банк и
заблокировать карту,
запросить выписку и
написать заявление о
несогласии с операцией,
при оформлении
кредита (займа) —
написать заявление в
полицию и обратиться в
банк или МФО.
Обучение
противодействию
психологическим
приёмам
манипулирования. К
ним относятся давление,
внушение и другие. В
рамках программы
можно использовать
практические задания,
где нужно определить, в
каких случаях стоит
отнестись к действиям
финансовой
организации с
подозрением, в чём
именно её можно
заподозрить и что
делать в этой ситуации.
4
Обеспеченная старость:
возможности пенсионного
накопления
7
Пенсия;
пенсионная
система;
пенсионные
накопления. Виды
пенсий и условия
их получения;
различать виды пенсий
и основания их
получения,
находить
актуальную
информацию на
сайте
https://fincult.info/
способы
финансового
обеспечения
старости, помимо
пенсии;
существующие
программы
пенсионного
обеспечения. От
чего зависит
размер пенсии;
риск в разного
рода пенсионных
программах;
важность
пенсионных
накоплений в
России.
5
Итоговое занятие по курсу
1
Пенсионного
фонда
Российской
Федерации
(ПФР), а также
на других
интернетресурсах;
рассчитывать
размер пенсии
по формуле или
пользоваться
пенсионным
калькулятором
на сайте ПФР;
рассчитывать
размер прибавки
к пенсии от
участия в
программе
софинансирован
ия пенсии;
рассчитывать
размер прибавки
к пенсии от
вложения
материнского
капитала,
https://fincult.info/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Банковскаясистема
2
https://fincult.info/
2
Как сберечь деньги с помощью депозитов
2
https://fincult.info/
3
Банки и золото: как сохранить сбережения в
драгоценных металлах
2
https://fincult.info/
4
Кредит: зачем он нужен и где его получить
2
https://fincult.info/
5
Какой кредит выбрать и какие условия
кредитования предпочесть
2
https://fincult.info/
6
Что такое ценные бумаги и какие они
бывают
2
https://fincult.info/
7
Профессиональные участники рынка ценных
бумаг
2
https://fincult.info/
8
Граждане на рынке ценных бумаг
2
https://fincult.info/
9
Зачем нужны паевые инвестиционные
фонды и общие фонды банковского
управления
2
https://fincult.info/
10
Операции на валютном рынке: риски и
возможности
2
https://fincult.info/
11
Что такое налоги и почему их нужно платить
2
https://fincult.info/
12
Основы налогообложения гражд ан
2
https://fincult.info/
13
Виды налогов, уплачиваемых физическими
2
https://fincult.info/
лицами в России
14
Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в
семейный бюджет
2
https://fincult.info/
15
Страховой рынок России: коротко о главном
3
https://fincult.info/
16
Имущественное страхование: как защитить
нажитое состояние
3
https://fincult.info/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
0
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Здоровье и жизнь — высшие блага:
поговорим о личном страховании
2
https://fincult.info/
2
Если нанесён ущерб третьим лицам
2
https://fincult.info/
3
Доверяй, но проверяй, или несколько
советов по выбору страховщика
2
https://fincult.info/
4
Создание собственного бизнеса: что и как
надо сделать
2
https://fincult.info/
5
Пишембизнес-план
2
https://fincult.info/
6
Расходы и доходы в собственном бизнесе
2
https://fincult.info/
7
Налогообложение малого и среднего бизнеса
2
https://fincult.info/
8
С какими финансовыми рисками может
встретиться бизнесмен
2
https://fincult.info/
9
Финансовые риски и стратегии
инвестирования
2
https://fincult.info/
10
Финансовая пирамида, или как не попасть в
сетимошенников
2
https://fincult.info/
11
Виды финансовых пирамид
2
https://fincult.info/
12
Виртуальные ловушки, или как не потерять
деньги при работе в сети Интернет
2
https://fincult.info/
13
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Токшоу
«Все слышат»
2
https://fincult.info/
14
Думай о пенсии смолоду, или как
формируется пенсия
2
https://fincult.info/
15
Как распорядиться своими пенсионными
накоплениями
2
https://fincult.info/
16
Как выбрать негосударственный пенсионный
фонд
2
https://fincult.info/
17
Обучающая игра «Выбери свой
негосударственный пенсионный фонд»
2
https://fincult.info/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
0