МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования города Кузнецка
МБОУ СОШ № 8 им. П. А. Щипанова города Кузнецка
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Педагогического
совета
МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова
города Кузнецка
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
Директор МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова города
Кузнецка
________________________
Шалькина С.В.
Приказ № 51 - ОД
от «30» августа 2024 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Баскетбол»
для обучающихся 7-12 лет
Срок реализации: 1 год
Кузнецк, 2024
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению “Баскетбол” является формирование следующих умений:
оределять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения
при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
рассматривать физическую культуру как явление культуры;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его
взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической
подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных
привычек;
определять базовые понятия и термины баскетбола, применять их в процессе игры
со своими сверстниками;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест
занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени
года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и
ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению “Баскетбол” - является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД.
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя,
а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,
учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь
самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Использовать занятия кружка и спортивные соревнования для организации
индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения
уровня физических кондиций;
Познавательные УУД.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии.
Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД.
Умение
донести
свою
позицию
до
других:
оформлять
свою
мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной деятельности,
оказывать помощь в организации и проведении тренировок, освоении новых
двигательных действий, развитии физических качеств.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит,
произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение
численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Предметные
К моменту завершения программы обучающиеся должны:
Знать:
Основы знаний о здоровом образе жизни.
Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, стране.
Правила игры в баскетбол.
Тактические приемы в баскетболе.
Уметь:
Выполнять основные технические приемы баскетболиста.
Проводить судейство матча.
Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
Развить качества личности:
Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу,
стране.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической,
физической, технической и тактической. Содержание видов спортивной подготовки определено
исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и комплексной
программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич,
«Просвещение». М. 2008). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной
физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.
Развитие баскетбола в России.
История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за рубежом. Развитие
баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта. Развитие школьного баскетбола.
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм во время занятий баскетболом.
Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение диспансеризации как необходимое
условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.
Общая и специальная физическая подготовка.
Единая спортивная классификация. Совершенствование техники передвижения при
нападении. Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Костномышечная система, ее строение, функции.
Техника передвижения приставными шагами. Индивидуальные действия при нападении
с мячом и без мяча. Индивидуальные действия при нападении.
Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. Совершенствование
техники передвижений.
Специальная физическая подготовка. Выбор способа ловли в зависимости от
направления и силы полета мяча. Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении».
Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание
выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления.
Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход». Чередование упражнений на
развитие специальных физических качеств. Учебная игра. Гигиенические требования к
питанию юных спортсменов. Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины
в пол. Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения.
Применение
изученных
взаимодействий
в
условиях
личного
прессинга.
Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Бросок
мяча над головой (полукрюк, крюк).
Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. Командные действия в
нападении. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в
зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика.
Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с поворотом кругом.
Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого
сопротивления. Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при
блокировке. Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении».
Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи
при несчастных случаях. Бросок мяча в движении с одного шага. Блокировка при борьбе
за овладение мячом, отскочившим от щита.
Основы техники и тактики игры
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических
приемов. Общая характеристика спортивной тренировки. Совершенствование техники
передачи мяча. Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических
приемов в усложненных условиях. Действия одного защитника против двух нападающих.
Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления
движения. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от
действий и расположения нападающих. Многократное выполнение технических приемов
и тактических действий.
Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники
броска мяча. Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. Применение
изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва.
Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе
тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. Противодействие игрокам
различных игровых функций при разных системах игры в нападении. Ведение мяча с
изменением высоты отскока.
Физическая подготовка спортсмена. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.
Организация командных действий по принципу выбора свободного места с
использованием изученных групповых взаимодействий.
Техническая подготовка юного спортсмена. Бросок мяча изученными способами после
выполнения других технических приемов.
Тактическая подготовка юного спортсмена. Взаимодействие двух игроков
«подстраховка». Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника
овладения мячом. Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному
заслону».
Сущность и назначение планирования и его виды. Совершенствование техники броска
мяча изученными способами.
Контрольные игры и соревнования
Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Совершенствование
техники ведения мяча. Учет в процессе спортивной тренировки. Переключения от
действий в нападении к действиям в защите.
Тестирование
История развития баскетбола. Совершенствование тактических действий в нападении и
защите. Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Многократное выполнение
технических приемов и тактических действий.
Формы организации работы с детьми
- Групповые учебно-тренировочные занятия.
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
- Восстановительные мероприятия.
- Участие в матчевых встречах.
- Участие в соревнованиях.
- Зачеты, тестирования.
- Спортивные игры.
- Беседы.
- Видеоуроки по баскетболу.
Виды деятельности: познавательная, конструктивная, спортивно – оздоровительная,
игровая.
Формы подведения итогов – сдача нормативов по ОФП, СФП, участие в соревнованиях
школьного и муниципального уровня.
Тематическое планирование
№
Разделы, темы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
всего
2
теория
2
2
2
-
https://resh.edu.ru/
150
25
125
https://resh.edu.ru/
47
7
40
https://resh.edu.ru/
Контрольные игры и соревнования
2
-
2
https://resh.edu.ru/
Тестирование
1
1
https://resh.edu.ru/
1.
Развитие баскетбола в России
2.
4.
Гигиенические сведения и меры
безопасности на занятиях
Общая и специальная физическая
подготовка
Основы техники и тактики игры
5.
6.
3.
Кол-во часов
Итого:
204
36
практика
https://resh.edu.ru/
-
168
Календарно-тематическое планирование
№
занятия
1-2
3-4
5-8
9-10
11-12
13-14
15-17
18-19
Название темы, раздела
занятий
Раздел 1. Развитие
баскетбола в России
Развитие баскетбола в
России
Гигиенические сведения и
меры безопасности на
занятиях
Раздел 2. Общая и
специальная физическая
подготовка
Единая спортивная
классификация.
ОФП
Совершенствование
техники передвижения при
нападении.
Тактика нападения.
Индивидуальные действия
с мячом и без мяча.
Костно- мышечная
система, ее строение,
функции.
Техника передвижения
приставными шагами.
Количество Дата
Примечание/
часов
проведения корректировка
занятий
2
2
2
2
2
2
2
3
2
Индивидуальные действия
при нападении с мячом и
без мяча.
Индивидуальные действия
при нападении.
Гигиенические основы
режима труда и отдыха
юных спортсменов.
ОФП
2
Совершенствование
техники передвижений.
Выбор способа ловли в
зависимости от
направления и силы
полета мяча.
Взаимодействие двух
игроков - «заслон в
движении».
Предупреждение
инфекционных
заболеваний при занятиях
спортом.
Сочетание выполнения
различных способов ловли
мяча в условиях жесткого
сопротивления
Взаимодействие трех
игроков - «скрестный
выход».
Чередование упражнений
на развитие специальных
физических качеств.
Гигиенические требования
к питанию юных
спортсменов.
ОФП
2
Скрытые передачи мяча
под рукой, из-за спины, изза спины в пол. СФП
СФП
4
4
94-101
Применение изученных
взаимодействий в условиях
позиционного нападения.
Применение изученных
взаимодействий в условиях
личного прессинга.
Восстановительные
мероприятия в спорте.
Инструкторская и
судейская практика.
Бросок мяча над головой
(полукрюк, крюк).
СФП
102-105
Командные действия в
4
20-21
22-25
26-27
28 -37
38-39
40-41
42-43
44-45
46-48
49-51
52-55
56-57
58 -67
68-71
72 - 77
78-81
82-85
86-87
88-91
92-93
4
2
10
2
2
2
3
3
4
2
10
6
4
2
4
2
8
106-115
нападении.
ОФП
10
Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков в
зависимости от ситуации
на площадке.
Инструкторская и
судейская практика.
Самоконтроль в процессе
занятий спортом.
Ведение мяча с поворотом
кругом.
2
125-128
ОФП
4
129-131
Сочетание выполнения
бросков мяча из различных
точек в условиях жесткого
сопротивления.
Выбор места и момента
для борьбы за
отскочивший от щита мяч
при блокировке.
Противодействие
взаимодействию двух
игроков – «заслону в
движении».
СФП
3
Травматизм и
заболеваемость в процессе
занятий спортом, оказание
первой помощи при
несчастных случаях.
ОФП.
1
Бросок мяча в движении с
одного шага.
Блокировка при борьбе за
овладение мячом,
отскочившим от щита.
Раздел 3. Основы
техники и тактики игры
Взаимодействие двух
игроков «подстраховка».
2
Многократное выполнение
технических приемов.
Общая характеристика
спортивной тренировки.
4
166-169
ОФП
4
170-173
Совершенствование
техники передачи мяча.
4
116-117
118-119
120-122
123-124
132-135
136-137
138-145
146
147 - 150
151- 152
153-154
155-158
159-162
163-165
2
3
2
4
2
8
4
2
4
3
174-177
178-183
184-189
190-193
194-197
198-201
202
203-204
Сочетание способов
передвижения с
выполнением различных
технических приемов в
усложненных условиях.
Действия одного
защитника против двух
нападающих.
СФП
4
Средства и методы
спортивной тренировки.
Ведение мяча с
изменением направления
движения.
Применение изученных
защитных стоек и
передвижений в
зависимости от действий и
расположения
нападающих.
Тестирование
4
Контрольные игры и
соревнования
2
6
6
4
4
1