Вокал 4 год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования города Кузнецка
МБОУ СОШ № 8 им. П. А. Щипанова города Кузнецка
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического
совета
МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова
города Кузнецка
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Директор МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова города
Кузнецка
________________________
Шалькина С.В.
Приказ № 51 - ОД
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Вокал»
4 год обучения

Кузнецк, 2024

Статус документа
Рабочая программа внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 8 им. П. А. Щипанова
города Кузнецка духовно-нравственного направления «Вокал»
для обучающихся 4 года разработана на основе Основной образовательной программы
основного общего образования МБОУ СОШ № 8 им. П.А. Щипанова города Кузнецка,
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
стандарте общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания гражданина России, примерной программы по внеурочной
деятельности Федерального государственного образовательного стандарта второго
поколения начального и основного общего образования, автор Е. И. Коротеева, Москва
«Просвещение» 2011 год.

Структура документа
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Вокал» включает
следующие разделы:
- результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения Личностными
результатами являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства; бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного
края, нации, этнической общности.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Предметными результатами являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
К концу 4 класса учащиеся научатся:
понимать:

ого образа

Учащиеся получат возможность научиться:

тие в концертах, конкурсах, фестивалях

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 год обучения
1.Введение. Прослушивание в студию. Знакомство с певческим аппаратом. Певческая
установка. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.
В вокальную студию поступают дети со склонностью к пению. Для участия ученика в
вокальной студии необходимо проверить уровень его личностных (ментальных)
способностей, выяснить его способность к сосредоточению внимания. Условиями
принятия ребёнка в студию являются здоровое дыхательное и голосовое устройство,
звучный голос, правильное произношение, которое можно выявить, прослушав его речь.
2.Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание.
Певческое дыхание – один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От
правильного певческого дыхания зависит качество звука.
Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной),грудной, брюшной
(диафрагматический),смешанный (грудобрюшное)
Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Цепное дыхание
берётся не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля. Правила цепного дыхания.
3.Распевание. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона.
Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса.
Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения.
Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков
являются упражнения. Как известно, упражнения — это многократно повторяемое,
специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его
выполнения. Часть занятия, которая состоит из упражнений, называется распеванием.
Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только
служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат.
Атака звука — это момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и
голосового аппарата. Вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности,
т.к. они определяют характер звучания. Атака звука определяется различными вариантами
взаимодействия голосовых связок и дыхания.
Кантилена и способы звуковедения.
Кантилена — это непрерывно льющийся звук, составляющий основу пения. Она
образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением
предыдущего, как бы «выливается» из него. Такая манера пения называется связной или
пением легато.
4. Дикция. Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью
слов в пении.
Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со
словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата,
формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в
его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и

твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на
создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.
5.Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической
культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю
необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как
выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент
выступлений.
6.Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса. Психологическая
готовность к выступлению.
Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний
голосового аппарата. Звук – результат колебаний упругого тела. Всё многообразие звуков
можно сгруппировать в три категории – звуки
музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех
остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть
точно определена.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
Наименование раздела
1.Вводное занятие.

2. Охрана голоса
3.Певческая установка

4. Звукообразование. Музыкальные
штрихи.

Часы Характеристика основных видов
деятельности (на основе учебных действий)
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
1 ч.
Различать настроения, чувства и характер
человека, выраженные в музыке. Проявлять
эмоциональную отзывчивость, личностное
отношение при восприятии и исполнении
музыкальных произведений
Определять на слух различные виды дуэтовсогласие, диалог, спор;составы дуэтоввокальные, инструментальные, смешанные.
Понимать значение музыкальных терминов:
кантилена, задержка дыхания, цепное дыхание
1 ч. Понимать и соблюдать правила охраны голоса
и голосовых связок. Профилактика и лечение
голоса, голосовых связок.
Понимать основные термины и понятия
1 ч.
музыкального искусства. Применять знания
основных средств музыкальной
выразительности при анализе прослушанного
музыкального произведения и в
исполнительской деятельности
Передавать в импровизации интонационную
2 ч.
выразительность музыкальной и поэтической
речи.

5. Дыхание.

2 ч.

б.Дикция и артикуляция.

1 ч.

7. Ансамбль. Элементы 2-х голосия
8. Ансамбль. Унисон.

2 ч.
1 ч.

Уметь использовать в исполнении цепное
дыхание, умение правильно распределять
дыхание во фразах
Сравнивать музыкальные и речевые
интонации, определять их сходство и различия
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором),
Участвовать в совместной деятельности ( в
группе, в паре) при воплощении различных
музыкальных образов. Знакомиться с
элементами нотной записи

9. Сценодвижение.
10.Музыкально-исполнительская
работа.

11. Ритм.
12. Работа над репертуаром

13. Концертная деятельность

14. Итоговые занятия, творческие
отчеты, выступления.
Итого

Передавать с помощью пластики движений,
детских музыкальных инструментов разный
характер
Сравнивать музыкальные произведения
2 ч.
разных жанров. Исполнять различные по
характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные
интонации, выявлять их принадлежность к
различным жанрам музыки народного и
профессионального творчества.
Импровизировать (вокальная,
инструментальная, танцевальная
импровизации) в характере основных жанров
музыки. Разучивать и исполнять образцы
музыкально- поэтического
творчества(скороговорки, хороводы, игры,
стихи). Разыгрывать народные песни,
участвовать в коллективных играхдраматизациях.
Учить распознавать и определять
2 ч.
ритмические рисунки, их особенности
12ч. Расширять запас музыкальных впечатлений в
самостоятельной творческой деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять
сочинения разных жанров и стилей.
4 Ч . Воплощать характер и настроение песен.
Инсценировать песни и пьесы программного
характера и исполнять их на школьных
праздниках. Выявлять особенности развития
образов. Оценивать собственную
музыкально-творческую деятельность.
в
концертах,
конкурсах,
2 ч. Участвовать
фестивалях детского творчества. Участвовать
в подготовке и проведении заключительного
урока-концерта
34ч
2 ч.

-

Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий
и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения

Название
работы
Техника
вязания
крючком

1-й год
обучения
20 часов:

2-й год
обучения
16 часов:

3-й год
обучения
20 часов:

4-й год
обучения
20 часов

Лоскутная
мозаика
Вязание на
спицах
К-во часов на
практические
занятия
К-во часов на
теорию

20 часов:

22 часа:

22 часа:

22 часа

22 часа:

24 часа:

20 часов:

20 часов

62 часа

62 часа

62 часа

62 часа

10 часов

10часов

10часов

10 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».