Доп.обр. Хор, 7-17 лет

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования города Кузнецка
МБОУ СОШ № 8 им. П. А. Щипанова города Кузнецка
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического совета
МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова
города Кузнецка
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Директор МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова города
Кузнецка
________________________
Шалькина С.В.
Приказ № 51 - ОД
от «30» августа 2024 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Направленность: художественная
Уровень сложности освоения: базовый
Возраст обучающихся: 7 - 17 лет
Срок реализации: 2 года

Кузнецк, 2024

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хоровое пение»
разработана для обучающихся 7-17 лет, имеет художественную направленность, разработана
на основе:
 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.2020 № 304-Ф «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
 Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
 Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей»;
 Приказа Министерства просвещения от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09 2019 года № 46735
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» // Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;
 Инструктивно-методического письма "О реализации организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, образовательных программ с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий" // Письмо Комитета по образованию
от 16.03.2020 № 03-28-2516/20-0-0;
 Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
 Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 № 617-р «Об
утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях СанктПетербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
 Концепции воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские
перспективы». Распоряжение Комитета по образованию от 16.01.2020 № 105-р;
 Программы «Хор» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ
автора Т.Н. Овчинниковой (М.: Просвещение, 1986),
 Творческого опыта педагогов, работающих в сфере детского хорового
исполнительства – Г.А.Струве, В.В.Емельянова.
 Устава ГБОУ гимназия при ГРМ;
 Положения о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах
ГБОУ гимназия при ГРМ.
Данная программа нацелена на развитие творческих способностей учащихся через
овладение навыками академического вокального искусства, хорового пения.
Программа имеет общекультурный уровень освоения материала.
Актуальность программы обусловлена ориентацией ГБОУ гимназия при ГРМ на
углубленное художественно-эстетическое развитие учащихся и недостаточный уровень его
освоения в рамках программы основного общего образования. Погружение в мир высокой
музыкальной культуры, знакомство детей с классическими, народными и современными
2

музыкальными произведениями благоприятно сказываются на психоэмоциональном развитии,
способствуют формированию развитой, активной, творческой личности.
Отличительные особенности программы обучающиеся приобретают знания о
музыкальном искусстве. Программа строится с учетом знаний, умений, навыков,
приобретаемых школьниками на уроках в соответствии с обязательным образовательным
минимумом с последующим углублением знаний в области музыкального искусства (хорового
пения). В коллективе занимаются дети с различным уровнем музыкальных способностей,
поэтому на занятиях требуется гибкое сочетание форм и методов работы. Программа
предполагает использование индивидуального подхода к каждому учащемуся, учет его личных
потребностей, возможностей, музыкальных данных и последующее их развитие.
Адресат программы
Программа ориентирована на
заинтересованность в хоровом пении.

учащихся

в

возрасте

7-17

лет,

проявляющих

Объём и срок реализации программы: 2 года, 162 часа
Цель программы
Создание условий для развития творческого потенциала и повышение личной
эффективности учащихся через развитие навыка хорового пения
Задачи программы:
Образовательные:
 овладение вокально-певческими навыками;
 знакомство с образцами классической, народной, современной музыки;
 освоение музыкальной грамотности в рамках программы;
 освоение понятийного аппарата изучаемой дисциплины.
 формирование навыка публичных выступлений;
Развивающие:
 умение организовывать учебное сотрудничество;
 формирование культуры поведения и бесконфликтного общения;
 развитие навыков организации, планирования, анализа, оценки учебной деятельности;
 развитие логического мышления (анализа, сравнения, установления причинноследственных связей) в ходе музыкально-художественной деятельности
 Развитие таких черт личности как эмоциональность, артистичность, творческая
активность, способствующих раскрытию творческих способностей
Воспитательные:
 Воспитание устойчивого интереса к музыкальному искусству и творческим профессиям
 Воспитание российской гражданской идентичности через осознание культуры своего
народа
 Воспитание таких личностных качеств, как ответственность, трудолюбие, активная
жизненная позиция, стремление к саморазвитию и самообразованию
 Воспитывать чувство ответственности за свою работу.
Условия реализации программы
В группы для обучения принимаются все желающие. В зависимости от индивидуальных
возможностей, знаний, умений и творческих способностей, учащемуся могут быть
предложены другие уровни и форматы обучения.
Возраст учащихся:
3

1 год обучения, 7 – 11лет;
2 год обучения, 12 – 17 лет;
Количество учащихся: наполняемость группы не менее 15 человек.
Срок реализации программы: 2 года, 162 часа
1- ый год обучения - 36 часов в год;
2- ой год обучения – 126 часов в год.
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Основные формы и методы программы
Образовательная программа рассчитана на теоретические и практические занятия.
Они строятся на основе обучающей методики, разработанной педагогом и направленной
на развитие художественных способностей учащихся.
В основу реализации методики положены индивидуальный подход, уважение к
личности воспитанника, вера в его способности и возможности. Образовательновоспитательный процесс ориентирован на выявление творческих способностей и
совершенствование положительных личностных качеств.
Педагогическое взаимодействие направлено на реализацию целевого назначения
программы, организуется на основе использования традиционных форм обучения и
воспитания. Основной формой организации является практикум. Объяснение нового
материала осуществляется с помощью словесного и наглядного методов обучения.
Формы организации деятельности детей:
 Коллективная (сводная репетиция, выступления, конкурсы, выезды)
 Групповая (репетиция)
 Индивидуально-групповая (работа по партиям)
 Индивидуальная (работа с солистами, одаренными детьми, отдельными участниками
хора)
Материально-техническое оснащение
 наличие кабинета для хоровых занятий;
 рояль;
 стул;
 пюпитр;
 стулья для хористов;
 папки с хоровыми партиями, партитурами;
 ноты,
 методическая литература;
 зеркало;
 концертные костюмы;
 компьютер (ноутбук);
 проектор;
 экран;
 записи фонограмм «+» и «-»;
 записи аудио, видео, формата CD-R, MP3
 записи выступлений и концертов.
Кадровое обеспечение
Для успешной реализации данной дополнительной образовательной программы
помимо педагога дополнительного образования, имеющего специальное музыкальное
образование, необходим концертмейстер. Кроме этого, для более эффективной
подготовки репертуара к выступлениям на отдельных занятиях необходима помощь
учителей иностранных языков, хореографа.
4

Планируемые результаты 1-го года обучения
Предметные результаты:
 овладение навыками пения в академической манере;
 осознание значимости строя и ансамбля;
 умение выразительно исполнять произведения;
 понимание дирижерского жеста;
 понимание музыкальной терминологии;
 знание правил поведения на сцене во время выступления;
 знакомство с музыкальными произведениями композиторов-классиков, народными
песнями, песнями современных петербургских композиторов
Метапредметные результаты
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
 умение определять направление и осуществлять контроль своей учебной
деятельности;
 овладение навыками анализа собственной деятельности
Личностные результаты
 принятие себя и своих творческих возможностей;
 формирование ответственного отношения к учению;
 осознание богатой культуры своего народа
Планируемые результаты 2-го года обучения
Предметные результаты:
 овладение навыками пения в академической манере;
 осознание значимости строя и ансамбля;
 умение петь произведения с сопровождением и a’capella;
 осознание художественного образа произведения;
 понимание дирижерского жеста;
 понимание музыкальной терминологии;
 знание правил поведения на сцене во время выступления;
Метапредметные результаты
 обогащение музыкально-художественного кругозора;
 определение своей мотивации и основной цели обучения по данной программе
 умение определять направление и осуществлять контроль своей учебной деятельности
 уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками;
 определение степени личной и коллективной ответственности за успех общего дела;
 способность оценивать и анализировать учебные задачи и цель обучения
Личностные результаты
 осознание своей внутренней мотивации;
 готовность к самообразованию и саморазвитию;
 принятие себя и своих творческих возможностей;
 осознание культуры своего народа
Планируемые результаты 3-го года обучения
Предметные результаты
 овладение вокально-хоровыми навыками;
 понимание дирижерского жеста, отзывчивость на дирижерский жест;
 понимание значимости музыкального сопровождения (аккомпанемента);
 овладение культурно-гигиеническими правилами певца хора;
 умение раскрывать художественный образ вокально-хоровых произведений;
5

 исполнение 2-х, 3-х-голосные произведения, как с сопровождением, так и без него
(acapella);
 умение «держать» строй и петь в ансамбле;
 обогащение музыкально-художественного кругозора;
 устойчивая мотивация и эмоционально-позитивное отношение к процессу обучения;
 устойчивый интерес к искусству.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно находить дополнительные ресурсы необходимые для
достижения поставленной цели обучения;
 умение определять направление и осуществлять контроль своей учебной
деятельности, а также производить необходимую корректировку настоящей, в соответствии со
своими планируемыми результатами;
 умение применять полученные знания на практике, с целью достижения поставленных
художественно-творческих задач;
 умение включаться в диалог, в коллективные рассуждения, логически обосновывать
свою точку зрения по поставленному вопросу;
 способность оценивать и анализировать учебные задачи и цель обучения
самостоятельно
 способность планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогами и учащимися;
Личностные результаты:
 осознание своей внутренней мотивации;
 принятие себя и своих творческих возможностей;
 готовность к саморазвитию и самообразованию;
 эмоционально-ценностное отношение к музыкально-хоровому искусству;
 уважительное отношение к культуре своего народа;
 корректность и толерантность в отношении поликультурных и межнациональных
вопросах творческого и личностного характера;
В результате обучения, учащиеся должны
знать/понимать:
 значение дирижерских жестов;
 приемы музыкальной выразительности (темп, динамика, штрихи);
 музыкальную терминологию, необходимую для вокально-хоровой деятельности;
 образцы классической, народной, современной музыки;
уметь:
 правильно пользоваться дыханием, в том числе цепным дыханием в хоре;
 петь в академической манере;
 петь двухголосие, держать свою партию;
 проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
деятельности;
 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении.
Календарный учебный график
Год обучения

Дата
начала обучения
по программе

Дата
окончания обучения
по программе

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

6

1 год
обучения
2 год
обучения

02.09.2024

31.05.2025

01.09.2025

34

31.05.2026

34

34

1 раз в
неделю по
1 часа

119

2 раза в
неделю по
2 и 1,5
часа

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№
п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

0,5

0,5

1

1

Вводное занятие.
Техника безопасности.
Прослушивание в хор

2

Вокально-хоровая
работа

3

10

13

2.1

Пение учебнотренировочных
упражнений

1

4

5

2.2

Пение произведений

1

1

2

- Народные песни

-

1

1

- Русская классика

-

1

1

- Современные песни

-

1

1

Подготовка к
выступлению

1

2

3

3

Хоровое сольфеджио

3

8

11

3.1

Музыкальная грамота

1

4

5

Пед. наблюдение,
текущий контроль

3.2

Ритмическое
воспитание

1

2

3

Пед. наблюдение,
текущий контроль

3.3

Слушание музыки

1

2

3

Пед. наблюдение,
текущий контроль

4

Массовые
мероприятия

3

7

10

4.1

Выступления

1

2

4

2.3

Входная диагностика,
прослушивание

Пед. наблюдение,
творческая работа
Визуальный контроль,
индивидуальный
опрос

Сдача партий,
индивидуальный опрос,
концертная деятельность

Анализ, самоанализ
выступления
7

4.2

Посещение концертов

1

1

2

Анализ, самоанализ
выступления

4.3

Праздники

1

2

4

Анализ, самоанализ
выступления

Итоговое занятие

0,5

0,5

1

Диагностика

Всего

10

24

34

5

Программа реализуется в течение всего учебного года, включая осенние и весенние
каникулы. По окончанию реализации программы для учащихся наступает летнее
каникулярное время.
Содержание программы
1 год обучения
1. Вводное занятие
Теория: режим работы хоровой студии. Инструктаж по технике безопасности. Правила
поведения на занятии и во время перемены. Гигиена голоса певца хора. Правила
противопожарной безопасности. Инструктаж о технике безопасности.
Практика: прослушивание в хор. Входная диагностика. Знакомство с голосовыми и
музыкальными данными учащихся. Выявление личностных особенностей психики, голоса,
дикции, музыкальных данных. Планирование работы по устранению недостатков и развитию
показателей певческого голоса.
2. Вокально-хоровая работа
2.1. Пение учебно-тренировочного материала
Теория: рассказ о строении голосового аппарата, о режимах работы гортани, о
бережном отношении к своему голосу; знакомство с певческой установкой – стоя и сидя;
беседа о правильном звукообразовании, певческом дыхании.
Практика: пение упражнений, направленных на постановку и развитие голоса, на
координацию голоса и слуха, расширение диапазона, обучающие правильному
голосообразованию, звуковедению, певческому дыханию. Работа над артикуляцией гласных
и согласных в пении, правильным использованием грудного и фальцетного регистров,
развитие навыков кантилены.
2.2. Пение произведений
Теория: рассказ о музыкальном произведении: раскрытие художественного содержания,
определение жанра; анализ средств музыкальной выразительности; беседа о композиторе, его
современниках, эпохе создания.
Практика: показ произведения педагогом, разучивание, анализ музыкального текста с
технологической и художественной точек зрения, работа над точной интонацией, над
унисоном; выявление и отдельная работа над трудными фрагментами (сложностями в
мелодических и ритмических оборотах, в произношении и др..); знакомство с дирижерским
жестом – вступление, окончание (снятие), обозначение рукой (дирижёра) доли, динамики,
характера исполнения и т.д.
Репертуар хора включает произведения русских и зарубежных композиторов-классиков
(М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, Д. Шостакович, И.С. Бах, А.
Моцарт, Р. Шуберт и др.), русские народные песни и песни народов мира, музыку современных
петербургских композиторов (С. Баневич, В. Дубравин, О.Юргенштейн, С.Плешак и др.)
2.3. Подготовка к выступлению
8

Теория: беседа о предстоящем выступлении; беседа о правилах дорожного движения,
поведении в общественном месте, беседа о правилах поведения во время концерта, об
особенностях сценического поведения, о преодолении сценического волнения.
Практика: построение хора, репетиция входа/выхода, поклона; моделирование ситуации
выступления. Выразительное исполнение произведений.
3. Хоровое сольфеджио
3.1. Музыкальная грамота
Теория: знакомство с понятиями: нотный стан, скрипичный ключ, расположение нот;
основные средства музыкальной выразительности: мелодия, лад, темп, динамика.
Практика: пение по нотной записи, анализ средств музыкальной выразительности
исполняемых произведений, музыкально-дидактические игры и упражнения, нацеленные на
развитие гармонического слуха.
3.2. Ритмическое воспитание
Теория: обозначение длительностей в записи.
Практика: музыкально-дидактические игры и упражнения («ритмическое эхо»,
прохлопывание ритмических рисунков), узнавание и определение ритма знакомой песни,
проговаривание текстов с ритмическим сопровождением.
3.3. Слушание музыки
Теория: правила слушания музыки, средства музыкальной выразительности, характер
музыки.
Практика: слушание музыки в живом исполнении педагога, учащихся или в записи.
Знакомство с произведениями различных стилей и жанров. Анализ исполнения, выявление
достоинств и недостатков по заданным критериям.
4. Массовые мероприятия
4.1. Выступления
Практика: подготовка к исполнительской и творческой деятельности (распевание,
повторение репертуара), формирование культуры поведения на сцене, творческая реализация
(коллективная и личная). Подведение итогов; самоанализ и рефлексия обучающихся
4.2. Посещение концертов
Теория: рассказ, беседа о предстоящем мероприятии; беседа о правилах дорожного
движения, поведении в общественном месте.
Практика: посещение концертов профессиональных и любительских коллективов,
лекций о музыке, выставок музыкальной тематики, участие в творческих встречах с другими
коллективами и исполнителями, традиционные детские праздники (Новый год, День
защитника Отечества, 8 марта, окончание учебного года)
4.3 Праздники
Теория: беседа о предстоящем мероприятии, о поведении в общественном месте.
Практика: традиционные детские праздники (Новый год, День защитника Отечества / 8
марта, окончание учебного года)
5. Контрольные и итоговые занятия
Теория: подведение итогов года, диагностика, рефлексия.
Практика: контрольное занятие
Примерный репертуар 1-го года обучения
Современная музыка
1. Найсоо «Лесная телеграмма»
2. О.Юргенштейн «Увертюра на день учителя»
9

3. В.Гаврилин, Шульгина «Мама»
Русская классика
1. Ц.Кюи, А.Пушкин «К портрету Жуковского»
2. А. Бородин Хор невольниц «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь»
Народные песни
1. РНП в обр. О.О.Юргенштейна «В темном лесе»
2. РНП в обр. Лядова «Колодец»
Военно-патриотические песни
1. Я. Френкель, Р. Гамзатов «Журавли»
2. К.Молчанов, Симонов «Жди меня»
3. С. Плешак, Ю. Погорельский «Неповторимый Петербург»
Учебный план
2-го года обучения
№

Разделы и темы
программы

Количество часов
Теория
Практика
Всего

Формы
аттестации/контроля
прослушивание

1

Вводное занятие

1

1

2

2

12

40

52

2.1

Вокально-хоровая
работа
Пение
учебнотренировочного
материала

4

16

20

Визуальный контроль,
индивидуальный опрос

2.2

Пение произведений

4

16

20

- Произведения без
сопровождения
- Народные песни

Опрос
по
партиям,
концертная деятельность

1

2

3

1

2

3

-Русская и зарубежная
классика

1

2

3

- Современные песни

1

2

3

3

Хоровое сольфеджио

10

42

52

3.1

Музыкальная грамота

4

16

20

3.2

Ритмическое
воспитание

4

16

20

3.3

Слушание музыки

2

10

12

Массовые
мероприятия
Выступления

4

14

18

2

7

9

Посещение концертов,
детские праздники

2

7

9

4
4.1
4.2

Индивидуальный опрос

Текущий контроль

Анализ,
самоанализ
выступления

10

5

Итоговое занятие

1

1

2

Итого

28

98

126

Подведение итогов

Содержание программы
2-го года обучения
1.
Вводное занятие
Теория: Режим работы хоровой студии. Инструктаж по технике безопасности. Правила
поведения на занятии и во время перемены. Гигиена голоса певца хора. Правила
противопожарной безопасности. Инструктаж о технике безопасности.
Практика:
Прослушивание с целью выявления динамики развития голосовых и музыкальных
данных учащихся. Распределение по хоровым партиям.
2.
Вокально-хоровая работа
2.1. Пение учебно-тренировочного материала
Теория: рассказ о строении голосового аппарата, о режимах работы гортани, о бережном
отношении к своему голосу; знакомство с певческой установкой – стоя и сидя; беседа о
правильном звукообразовании, певческом дыхании.
Практика: пение упражнений, направленных на расширение энергетических,
динамических, тембровых возможностей голосового аппарата, совершенствование
механизмов певческого голосообразования, продолжительности певческого дыхания; понятие
о вибрато, понятие о цепном дыхании, расширение диапазона.
2.2. Пение произведений
Теория: особенности исполнения произведений без сопровождения, понятие о каноне,
анализ музыкального произведения с технологической и художественной точек зрения; беседа
о композиторе, его современниках, эпохе создания.
Практика: разучивание произведений без сопровождения (каноны, народные песни),
произведений с элементами двухголосия. Разучивание более сложного репертуара,
требующего развитого певческого дыхания, более сложных певческих интонаций,
включающего дикционные сложности. Более высокие требования к качеству звучания
исполняемых произведений (интонационная точность, правильное выполнение технических
задач, выразительность исполнения),работа над строем и ансамблем при пении многоголосия;
пение по дирижерскому жесту, осмысленное и выразительное исполнение произведений.
Доведение произведений до художественного уровня. Подготовка к выступлению на
концертах.
Репертуар хора включает произведения русских и зарубежных композиторов
(М.И.Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, Д. Шостакович, И.С. Бах, А.
Моцарт, Р. Шуберт и др.), русские народные песни и песни народов мира, музыку современных
петербургских композиторов (С. Баневич, В. Дубравин, О. Юргенштейн, С.Плешак и др.)
3.
Хоровое сольфеджио
3.1. Музыкальная грамота
Теория: знакомство с понятиями: нотный стан, скрипичный ключ, расположение нот;
общие сведения об интервалах, основные средства музыкальной выразительности: мелодия,
лад, темп, динамика, штрихи; термины.
Практика: пение по нотной записи, анализ средств музыкальной выразительности
исполняемых произведений, музыкально-дидактические игры и упражнения, нацеленные на
развитие гармонического слуха, пение канонов и упражнений с элементами 2-х голосия.
3.2. Ритмическое воспитание
11

Теория: обозначение длительностей в записи.
Практика: совершенствование чувства ритма, воспроизведение более трудных
ритмических рисунков (пунктирный ритм, синкопа)музыкально-дидактические игры и
упражнения («ритмическое эхо», прохлопывание ритмических рисунков), создание
ритмического сопровождения к произведениям.
3.3. Слушание музыки
Теория: правила слушания музыки, средства музыкальной выразительности, характер
музыки.
Практика: слушание музыки в живом исполнении педагога, учащихся или в записи.
Знакомство с произведениями различных стилей и жанров. Анализ исполнения, выявление
достоинств и недостатков по заданным критериям. Коллективные посещения концертов,
музыкальных театров
4.
Массовые мероприятия
4.1. Выступления
Теория: беседа о предстоящем выступлении; беседа о правилах дорожного движения,
поведении в общественном месте, беседа о поведении во время выступления.
Практика: подготовка к исполнительской и творческой деятельности (распевание,
повторение репертуара), формирование культуры поведения на сцене, творческая реализация
(коллективная и личная), Подведение итогов; самоанализ и рефлексия обучающихся
4.2. Посещение концертов, детские праздники
Теория: рассказ, беседа о предстоящем мероприятии; беседа о правилах дорожного
движения, поведении в общественном месте.
Практика: посещение концертов профессиональных и любительских коллективов,
лекций о музыке, выставок музыкальной тематики, участие в творческих встречах с другими
коллективами и исполнителями, традиционные детские праздники (Новый год, День
защитника Отечества, 8 марта, окончание учебного года).
5.
Контрольные и итоговые занятия
Теория: подведение итогов года, диагностика, рефлексия.
Практика: контрольное занятие.
Примерный репертуар 2-го года обучения
Русская классика
1. Ц.Кюи, А.Пушкин «К портрету Жуковского»
2. А. Бородин Хор невольниц «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь»
3. Ж.Бизе «Утро»
Народные песни
1. РНП в обр. О.О. Юргенштейна «В темном лесе»
2. РНП в обр. Лядова «Колодец»
3. РНП в обр. О.О.Юргенштейна «На горе-то калина»
Современная музыка
1. Найсоо «Лесная телеграмма»
2. О. Юргенштейн «Увертюра на день учителя»
3. О.О.Юргенштейн, стихи А.С.Пушкина «Зимний вечер»
4. В.Гаврилин, А.Шульгина «Мама»
Военно-патриотические песни
1. Я. Френкель, Р. Гамзатов «Журавли»
2. К.Молчанов, Симонов «Жди меня»
3. Ж.Металлиди «Колокольный звон России»
Каноны:
12

1. Немецкая народная песня Кофе
2. Русская народная песня «Как-то дед Андрей»
3. Г.Струве «Мы нашей звонкой песней»
Формы контроля
Виды контроля: предварительный (входной), текущий, промежуточный, итоговый.
На основании предварительного (входного) контроля педагог получает
представление об исходном уровне знаний и умений учащихся.
Текущий контроль фиксируется в «Журнале учета работы педагога дополнительного
образования» как учет посещаемости учащихся. Предполагается, что, присутствуя на занятиях,
учащийся задействован в процессе раскрытия и развития творческого потенциала, получает
новые знания, приобретает умения и навыки.
Основными видами контроля результатов освоения учащимися дополнительных
образовательных программ являются: промежуточный и итоговый.
Промежуточный контроль предусмотрен 2 раза в год (по полугодиям: в декабре и в
мае) для выявления уровня освоения программы учащимися и возможной корректировки
процесса обучения. Заполняется «Диагностическая карта оценки результатов обучающегося по
дополнительной образовательной программе».
Итоговый контроль проводится для определения итогового уровня освоения
программы обучающимися, включая учет их творческих достижений.
При осуществлении промежуточного и итогового контроля заполняется
«Диагностическая карта оценки результатов обучающегося по дополнительной
общеобразовательной программе», в которой отражаются:
- временные затраты на освоение программы;
- критерии оценки уровня предметных результатов учащихся
- критерии оценки уровня метапредметных результатов учащихся;
- критерии оценки уровня развития личностных результатов учащихся;
- учет творческих достижений учащихся.
При диагностике освоения программы по критериям предметных, метапредметных и
личностных результатов предполагается суммирование баллов по обозначенным позициям.
Учет временных затрат на освоение программы фиксируется следующим образом:
- посещение менее 30% занятий по программе – 1 балл;
- посещение от 30% до 60% занятий по программе – 2 балла;
- посещение более 60% занятий – 3 балла.
Учет творческих достижений учащихся предполагает три уровня в зависимости от
масштаба мероприятия (конкурс, выставка и т.д.):
- уровень учреждения – 1 балл;
- уровень района – 2 балла;
- городской уровень - 3 балла.
Здесь баллы не суммируются, фиксируется максимальный уровень достижений.
По сумме всех набранных баллов выделяются три уровня освоения программы
учащимися: начальный (I), средний (II), высокий (III).
Диапазон начального уровня – от 1 до 5 баллов включительно.
Диапазон среднего уровня – от 6 до 10 баллов.
Диапазон высокого уровня – от 11 до 15 баллов.
Промежуточный и итоговый контроль (аттестация) осуществляются педагогом в
отношении каждого учащегося, результаты фиксируются в «Диагностической карте оценки
результатов обучающегося по дополнительной образовательной программе», количество
таких карт соответствует количеству учащихся в группе.
13

Затем педагог заполняет «Диагностическую карту оценки результатов освоения
обучающимися
дополнительной
образовательной
программы»,
отражающую
результативность группы. Для каждой группы такая карта составляется в единственном
количестве. Здесь фиксируется (в процентном соотношении от общей численности группы)
количество учащихся, чья результативность соответствует: I (начальному) уровню, II
(среднему) уровню, III (высокому) уровню освоения программы.
Среди прочих параметров результативности группы обучающихся/учащихся
указываются:
- количество учащихся, посещающих занятия;
- используемые формы контроля;
- сохранность контингента.
Анализ полученных результатов является основанием для корректировки программы и
ее дальнейшего усовершенствования.
Таким образом, промежуточный и итоговый контроль (аттестация) осуществляются
педагогом в отношении каждого учащегося и каждой учебной группы, что фиксируется в
соответствующих диагностических картах оценки результатов освоения дополнительной
образовательной программ.
Методическое обеспечение
№
п/
п

Раздел/тема

1

Вводное
занятие.
Техника
безопасности
.
Прослушивание
в хор.

2

Вокальнохоровая
работа

Форма
проведения
занятий
Теоретическое
и
практическое
занятие

Приемы и
методы

Приемы:
Объяснительноиллюстративный,
самооценка,
выполнение
практических
заданий,
частичнопоисковый.
Эмоциональные
методы:
поощрение,
Теоретическое
создание
практическое
ситуации успеха.
и
Познавательные:
дистанционно
слушание,
е занятие,
репетиция

Дидактически
й материал

Формы
подведения
итогов

Инструкция по
ТБ.
Правила
внутреннего
распорядка.
Презентации,
аудиозаписи,
учебная
литература

Творческая
работа

Презентации,
аудиозаписи,
ноты,
учебная
литература

опрос

14

3

4

Хоровое
сольфеджио

Массовые
мероприятия

Теоретическое
,
практическое
и
дистанционно
е занятие

получение новых
знаний,
учебные
дискуссии.
Социальные
методы:
создание
ситуации
взаимопомощи.
Практические:
диалог,
коммуникативны
е навыки, разбор
нового
материала,
творческая
Теоретическое работа
и
практическое
занятие

Презентации,
аудиозаписи,
учебная
литература

Творческая
работа,
презентация,
зачет

Презентации,
костюмы

Выступление
, концерт,
открытая
репетиция

Список литературы:

1. Струве Г.А. Школьный хор. - М.: Просвещение, 1981.
2. Струве Г.А. «Хоровое сольфеджио. – М.: Просвещение, 1983.
3. Попов В.С. «Многоголосие в хоре начальных классов. – М., 1974.
4. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ.

пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
5. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей,
1992.
6. Менабени А.Г. Методы вокальной работы в школе // Музыкальное воспитание в
школе. – Вып. II. – М.: Музыка, 1976.
7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Санкт-Петербург: Лань,
1997.
8. Вербов А.М., Техника постановки голоса. М.- 1961 г.
Шамина Л., Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка, 1983 г.

15

Календарно-тематический план
1 год обучения
№
п/п

Тема

Количество
часов

Дата проведения
План

1

Вводное занятие. Техника
безопасности. Прослушивание в
хор

Вокально-хоровая работа

1

13

2

Пение учебно-тренировочных
упражнений

5

3

Пение произведений

2

4

- Народные песни

1

5

- Русская классика

1

6

- Современные песни

1

7

Подготовка к выступлению

3

Хоровое сольфеджио

11

8

Музыкальная грамота

5

9

Ритмическое воспитание

3

10

Слушание музыки

3

Массовые мероприятия

Факт

10

11

Выступления

3

12

Посещение концертов

2

13

Праздники

3

Итоговое занятие

1

Всего

34

16

Календарно-тематический план
2 год обучения
№
п/п

Тема

Количество
часов

Дата проведения
План

1

Вводное занятие

2

Вокально-хоровая работа

50

2

Пение
учебно-тренировочного
материала

19

3

Пение произведений

19

4

Произведения
сопровождения

5

- Народные песни

3

6

-Русская и зарубежная классика

3

7

- Современные песни

3

без

Хоровое сольфеджио

3

50

8

Музыкальная грамота

19

9

Ритмическое воспитание

19

10

Слушание музыки

12

Массовые мероприятия
11

Выступления

12

Посещение
праздники

13

Итоговое занятие
ВСЕГО

15
7

концертов,

детские

8
2
119

Факт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».