МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования города Кузнецка
МБОУ СОШ № 8 им. П. А. Щипанова города Кузнецка
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Педагогического
совета
МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова
города Кузнецка
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
Директор МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова города
Кузнецка
________________________
Шалькина С.В.
Приказ № 51 - ОД
от «30» августа 2024 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Лыжные гонки»
для обучающихся 7-12 лет
Срок реализации: 1 год
Кузнецк, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по «Лыжным гонкам» имеет
физкультурно-оздоровительную направленность.
Данная программа актуальна, так как способствует обеспечить школьнику
возможность
сохранения здоровья, сформировать
у него потребность в
двигательной активности, дать необходимые знания, сформировать умения и навыки
сохранения здоровья и научить использовать их в повседневной жизни.
Для полноценного развития детям нужно двигаться, т.е. выполнять определенный
двигательный режим (суточный и недельный).
Задача спортивной секции «Лыжные гонки» - выявить и развивать спортивные
наклонности у детей школьного возраста. Также следует помнить, что занятия на свежем
воздухе приносят большой оздоровительный и закаливающий эффект. Разнообразие форм
и методов спортивно-тренировочных занятий сформируют у детей устойчивый интерес к
посещению данной спортивной секции.
В основе программы лежит принцип дифференциации и вариативности, что
позволяет проводить занятия со смешанными и разновозрастными группами детей.
К занятиям в данной секции допускаются обучающиеся в возрасте от 7 лет и старше,
прошедшие медицинскую комиссию и допущенные участковым врачом.
Освоение программного материала осуществляется по трем направлениям:
- оздоровительное;
- воспитательное;
- образовательное.
Цели программы:
- развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма,
совершенствование техники и тактики лыжника-гонщика;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем, физического воспитания
и прикладной физподготовки;
- освоение знаний о физической культуре, её связи с физическим воспитанием и
спортивной подготовкой;
- формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных
формах занятий физкультурой и спортом.
Для реализации данной цели решается следующие задачи:
Детская группа (7-12 лет):
- прививать устойчивый интерес к занятиям лыжным спортом (лёгкой атлетикой);
- укреплять здоровье учащихся и закаливать их организм;
- всестороннее физическое развитие и развитие основных двигательных качеств;
- овладеть навыками техники движений основных лыжных ходов (отдельных видов легкой
атлетики);
- выполнять требования контрольных тестовых заданий и контрольных нормативов.
Рабочая программа «Лыжные гонки» составлена с учетом психологических и физических
особенностей развития детей и рассчитана на 34 занятия при 1 занятии в неделю.
Учебно-тренировочный процесс включает в себя три периода:
1. Подготовительный:
- легкая атлетика (сентябрь, октябрь)
- лыжный спорт (ноябрь, декабрь)
2. Соревновательный:
- лыжный спорт (январь - март)
3. Переходный:
- легкая атлетика (март - май)
Основной формой обучения являются групповые учебно-тренировочные занятия.
Ожидаемые результаты:
Обучаясь по данной программе, обучающиеся должны:
Знать / понимать:
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья,
профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
- формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и
применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких
результатов;
- требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом (легкой атлетике);
- способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической
подготовленности.
Уметь:
- планировать и проводить индивидуальные и групповые тренировочные занятия по
лыжному спорту (легкой атлетике);
- выполнять приемы страховки и самостраховки;
- выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
- выполнять соревновательные упражнения и технико- тактические действия по
избранному виду спорта;
- осуществлять судейство соревнований по лыжам (легкой атлетике);
- оказывать ПМІ при травмах;
- выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и
при сдаче контрольных нормативов;
- владеть техникой основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений);
- использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Продолжительность курса: 34 занятия (3 академических часа).
Продолжительность занятий: 1 занятие в неделю (102 академических часа) в течение
года.
Учебно-тематический план
Содержание программы
1. Развитие лыжного спорта в России.
Возникновение лыжного спорта. Использование лыж в туризме, отдыхе, охоте.
Зарождение лыжного спорта в России. Участие наших спортсменов в Олимпийских играх
и чемпионатах мира. Их лучшие результаты и достижения.
2. Гигиена занятий, режим питания спортсменов.
Режим дня лыжника. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна, гигиена тела, водные
процедуры. Естественные факторы природы для закаливания организма.
Комплексы УГГ.
3. Основы техники лыжника-гонщика.
Классификация основных лыжных ходов. Понятия об основных движениях лыжникагонщика. Техника выполнения основных движений в различных лыжных ходах.
4. Основа методики техники и тактики лыжника-гонщика.
Основные средства, применяемые в разучивании и совершенствовании техники движений
основных лыжных ходов. Краткие сведения о тактическом применении различных
способов передвижения на лыжах. Учёт погодных условий, длины дистанции и рельефа
местности.
5. Правила техники безопасности.
Безопасность к местам проведения занятий, одежде, обуви и инвентарю. Влияние
погодных условий на тренировочный процесс. Оказание первой помощи при ушибах,
растяжениях, вывихах, ранах, обморожении.
6. Спортивная база, оборудование, инвентарь.
Характеристика современного инвентаря, одежды и обуви для лыжного спорта (атлетики).
Лыжные мази. Обработка и наложение грунта и мази на лыжи.
Практическое занятие: выбор лыжных палок, лыж, обуви. Установка креплений.
Нанесение лыжных мазей, опробование смазки, внесение коррективов.
7. Общая физическая подготовка.
Значение ОФП как основы спортивного совершенства. ОРУ без предметов. ОРУ с
предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч). ОРУ на гимнастической лестнице. ОРУ
на гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения
на развитие скорости. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие и
координацию движений. Упражнения на расслабление и восстановление мышц.
8. Специальная физическая подготовка.
Значение СФП для развития специфических двигательных качеств. Связь ОФІ с
СФП. Строевые упражнения на лыжах.
Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением).
Упражнение на развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для овладения
элементами техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для совершенствования
стоек спуска с гор и торможений.
9. Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника.
Понятие о технике и тактике лыжника-гонщика. Классификация техники передвижения на
лыжах. Строевые упражнения на лыжах. Способы лыжных ходов (скользящего шага,
попеременно-двухшажного, одновременно бесшажного,
одновременно одношажного, одновременно двухшажного, полуконькового,
конькового). Владение техникой движений основных лыжных ходов. Владение техникой
преодоления бугров и спусков. Владение горнолыжной техникой.
Владение техникой выполнения легкоатлетических упражнений. Спортивные игры
(баскетбол, футбол). Подвижные игры, эстафеты.
10. Участие в соревнованиях.
Школьных, районных - согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий.
11. Выполнение контрольных упражнений и сдача нормативов.
Тесты по контролю за развитием основных двигательных качеств (силы, быстроты,
гибкости, прыгучести, выносливости, координации движений. Тесты на владение техникой
основных лыжных ходов. Преодоление дистанций: 1 км, 2 км, 3 км, 5 км на время.
Выполнение разрядных нормативов. Тесты на выполнение
легкоатлетических упражнений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
заняти
я
Пла
н
Фак
т
Тема урока
Элемент
содержания
1
Развитие
лыжного
спорта
(легкой
атлетики в
России.
Участие в
олимпийских
играх и
чемпионатах
мира. ОФП
СФП
2
Гигиена
занятий и
режим дня
спортсмена
лыжника.
ОФП
СФП
Развитие лыжного
спорта (легкой
атлетики) в
России. Участие в
олимпийских
играх и
чемпионатах
мира.
Значение ОФП
как основы
спортивного
совершенства.
Связь ОФП с
СФП.
Режим дня
лыжника. Режим
питания и
питьевой режим.
Гигиена сна,
гигиена тела,
водные
процедуры.
Естественные
факторы природы
для закаливания
Требования к
Контроль
уровню
двигательны
подготовленност х действий
и обучающихся
3
Основы
техники
ЛЫЖНЫХ
ГОНОК
ОФП
4
Основы
техники
лыжных
гонок
ОФП
5
Основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника
ОФП
6
Основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника
ОФП
организма.
ОРУ без
предметов.
Значение СФП
для развития
специфических
двигательных
качеств.
Классификация
основных лыжных
ходов. Понятия об
ОСНОВНЫХ
движениях
лыжникагонщика.
ОРУ с
предметами
(скакалка,
гимнастическая
палка, мяч)
Техника
выполнения
основных
движений в
различных
лыжных ходах.
ОРУ на
гимнастической
лестнице.
Основные
средства,
применяемые в
разучивании и
совершенствован
ии техники
движений
основных
лыжных ходов.
ОРУ на
гимнастической
скамейке.
Краткие сведения
о тактическом
применении
различных
способов
передвижения на
лыжах. Учет
погодных
условий, длины
7
Правила
техники
безопасности
и оказание
ПМП
ОФП
8
Спортивные
базы,
оборудовани
е.
Инвентарь.
ОФП
9
Правила
дистанции и
рельефа
местности.
Строевые
упражнения.
Безопасность к
местам
проведения
занятий, одежде,
обуви и
инвентарю.
Влияние
погодных условий
на
тренировочный
процесс. Оказание
первой помощи
при ушибах,
растяжениях,
вывихах, ранах,
обморожении.
Упражнения на
развитие
скорости.
Характеристика
современного
инвентаря,
одежды и обуви
для лыжного
спорта
(л.атлетики).
Лыжные мази.
Обработка и
наложение грунта
и мази на лыжи.
Практическое
занятие: выбор
лыжных палок,
лыж, обуви.
Установка
креплений.
Нанесение
лыжных мазей,
опробование
смазки, внесение
коррективов.
Скоростносиловые
упражнения.
Порядок старта и
10
соревнований расчет «чистого»
ОФП
времени.
Упражнения на
равновесие и
координацию
движений.
Общая
Тесты по
физическая
контролю за
подготовка
развитием
основных
двигательных
качеств (силы,
быстроты,
гибкости,
прыгучести,
выносливости,
координации
движений.
11
Специальная
физическая
подготовка.
ОФП
12
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
ОФП
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
СФП
13
14
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
Упражнение на
развитие силы (с
резиновым
эспандером и
отягощением).
Упражнения на
расслабление и
восстановление
мышц
Понятие о
технике и тактике
лыжникагонщика.
Упражнение на
развитие общей
выносливости.
Классификация
техники
передвижения на
лыжах.
Имитационные
упражнения для
овладения
элементами
техники лыжных
ходов.
Строевые
упражнения на
лыжах.
Имитационные
упражнения для
совершенствован
лыжника.
СФП
15
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
Способы
лыжника
16
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
СФП
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
СФП
17
18
19
20
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
СФП
Общие
основы
методики
Обучения
ия стоек спуска с
гор и
торможений.
Ходов
(скользящего
шага,
попеременнодвухшажного,
лыжника.
одновременно
бесшажного,
одновременно
одношажного,
одновременно
двухшажного).
Способы лыжных
ходов
(полуконькового,
конькового).
Владение
техникой
движений
основных
лыжных ходов.
Строевые
упражнения на
лыжах.
Техника подъема
в
ropy.
Имитационные
упражнения для
овладения
элементами
техники лыжных
ходов.
Техника спуска с
горы.
Имитационные
упражнения для
овладения
элементами
техники лыжных
ходов.
Владение
техникой
преодоления
бугров и спусков.
техники и
тактики
лыжника.
СФП
21
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
СФП
22
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
ОФП
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника..
23
24
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
Способы
лыжных
25
Общие
основы
методики
обучения
техники и
Имитационные
упражнения для
овладения
элементами
техники лыжных
ходов
Владение
горнолыжной
техникой.
Имитационные
упражнения для
овладения
элементами
техники лыжных
ходов.
Владение
техникой
выполнения
легкоатлетически
х упражнении.
Упражнение на
развитие общей
выносливости.
Имитационные
упражнения для
овладения
элементами
техники лыжных
ходов.
Имитационные
упражнения с
резиной
Имитационные
упражнения на
равновесия
Способы лыжных
Ходов
(скользящего
шага,
попеременнодвухшажного,
одновременно
бесшажного,
одновременно
одношажного,
одновременно
двухшажного).
способы лыжных
Ходов
(полуконькового,
конькового)
26
27
28
29
30
тактики
лыжника.
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
Способы лыжных
ходов
(скользящего
шага,
попеременнодвухшажного,
одновременно
бесшажного,
одновременно
одношажного,
одновременно
двухшажного).
Способы лыжных
ходов
(полуконькового,
конькового).
Способы лыжных
ходов
(скользящего
шага,
попеременнодвухшажного,
одновременно
бесшажного,
одновременно
одношажного,
одновременно
двухшажного)
Способы лыжных
ходов
(полуконькового,
конькового).
Способы лыжных
ходов
(скользящего
шага,
попеременнодвухшажного,
одновременно
бесшажного,
одновременно
одношажного,
одновременно
двухшажного).
31
32
33
34
35
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
ОФП
Общие
основы
методики
обучения
техники и
тактики
лыжника.
ОФП
Способы лыжных
ходов
(полуконькового,
конькового).
Спортивные игры
(баскетбол,
футбол).
Упражнения на
расслабление и
восстановление
мышц
Подвижные игры,
эстафеты.
Упражнения на
верхний плечевой
пояс. развитие
МЫШЦ
поясничного
отдела
позвоночника.
Участие в
Участие в
соревнования школьных,
х
районных соревно
ваниях - согласно
календарного
плана спортивномассовых
мероприятий.
Выполнение Тесты на
контрольных владение
упражнений
техникой
и сдача
основных
нормативов
лыжных ходов.
Преодоление
дистанций: 1 км, 2
км, 3 км, 5 км на
время.
Выполнение
разрядных
нормативов.