МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования города Кузнецка
МБОУ СОШ № 8 им. П. А. Щипанова города Кузнецка
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Педагогического совета
МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова
города Кузнецка
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
Директор МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова города
Кузнецка
________________________
Шалькина С.В.
Приказ № 51 - ОД
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6525838)
«МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»
1 год обучения
Кузнецк, 2024
Статус документа
Рабочая программа внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 8 им. П.А. Щипанова
города Кузнецка общеинтеллектуального направления «Мир глазами детей» для
обучающихся 1 года обучения разработана на основе Основной образовательной
программы основного общего образования МБОУ СОШ № 8 им. П.А. Щипанова города
Кузнецка, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к
результатам основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном стандарте общего образования второго поколения, Концепции духовнонравственного развития и воспитания гражданина России.
Структура документа
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению «Мир глазами детей»
включает следующие разделы:
-результаты освоения курса внеурочной деятельности;
-содержание
курса
внеурочной
деятельности
с указанием
форм
организации и видов деятельности;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планируемые результаты Обучающий
должен знать:
- что такое краеведение;
- историю возникновения городов Кузнецк и Пенза;
- достопримечательности города Кузнецк и Кузнецкого района;
- историю названия улиц;
- традиции городов и сел;
- некоторые виды растений нашего края;
- животный мир нашего края;
- жизнь животных в разные времена года;
- климат и погоду;
- реки и озера;
- необходимость охраны природы
Обучающийся должен уметь:
- объяснять значения слов: Родина, край, область, район;
- находить положение города на карте Пензенской области;
- ориентироваться в городе, поселке;
- составлять план маршрута движения от дома до школы и обратно;
- анализировать жизнь животных в разные времена года;
- составлять рассказ о некоторых растениях нашего края;
- участвовать в посильной природоохранной деятельности;
- составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения
в природе»; «Об охране природы» и др.;
- составлять рассказ о семейных традициях, о профессиях родителей;
- проводить исследования по темам: «Образование города», «Почему так названы
улицы», «О чем нам могут рассказать памятные места нашего города», «Кузнецк в годы
Великой Отечественной войны»; «Послевоенные годы»;
Ожидаемые результаты программы:
Получение и закрепление знаний о культуре Кузнецкого района, населении,
животном мире, растениях, семейных традициях, эстетики.
Формирование культуры поведения в кругу сверстников и в семье, желание
оказывать помощь другим по мере необходимости;
Участие в конкурсах рисунков, плакатов, викторинах, фотоконкурсах.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих
универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых
норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые
можно оценить как хорошие или плохие, учиться отделять поступки от самого человека.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему простые
поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
предложенной литературой.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Определять, формулировать цели деятельности на занятии самостоятельно после
предварительного обсуждения.
- Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
(дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные универсальные учебные действия
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную
литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной
задачи.
- Добывать новые знания: находить, отбирать и извлекать необходимую информацию в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях(текст, таблица, схема, иллюстрация и
др.).
-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Вступать в беседу на занятии и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
- Учиться выполнять
различные
роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения.
- Договариваться
с людьми:
выполняя
различные
роли
в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться
уважительно
относиться
к позиции
другого,
пытаться
договариваться.
Содержание курса внеурочной деятельности по разделам Программа
внеурочной деятельности «Мир глазами детей» рассчитан на несколько разделов, которые
взаимосвязаны между собой.
Раздел «Моя малая Родина»(10 часов)
Занятие 1.
С чего начинается Родина?(1ч)
Знакомство с целями и задачами занятий. Экскурсия в природу. Сбор листьев осенних
растений, формирование букетов. Беседа о нашем городе.
Занятие 2,3.
История Пензенского края (2ч)
Первоначальные исторические сведения о названии нашего города и города Пенза,
застройках, занятиях людей. История возникновения нашего города и города Пензы.
Районы Пензенской области. Карта Пензенской области.
Занятие 4.
Символы моего города и области (1ч) Символика. Их
обозначения и назначения. Занятие 5,6.
Мои знаменитые земляки (2ч)
Люди, прославившие наш город: старожилы, ветераны труда, передовики производства.
Встречи с интересными людьми.
Занятие 7,8.
Памятные места Пензенского края (2ч)
Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о
нашем крае. Викторина «Знаешь ли ты свой край?» Проект «Памятные места Пензенского
края»
Занятие 9,10.
«Я-достойный житель своего края» (2ч)
Конкурс «Я-достойный житель своего края». Автобиография. Что ты сделал для своего
края,города?
Раздел «Природа родного края» (8 часов)
Занятие 11.
Правила поведения в природе (1ч) Игра
«В гостях у Берендея» Занятие 12,13.
Заповедники Пензенского края (2ч)
Беседа о заповедниках. Заповедник «Приволжская лесостепь».
Занятие 14.
О братьях наших меньших (1ч) Загадки
и ребусы о животных Занятие 15.
Это забавные животные (1ч)
Необычные истории из жизни животных. Знаменитые животные.
Занятие 16. Зеленая
аптека (1ч)
Игра «Я знаю это растение». Создание памятки лекарственных растений
Занятие 17.
Путешествия в царство Грибов (1ч)
Грибы съедобные и несъедобные. Правила сборки грибов. Загадки и ребусы о грибах.
Занятие 18.
Знатоки природы (1ч)
КВН «Знатоки природы»
Раздел «Наша дружная семья» (8 часов)
Занятие 19,20.
Что в имени твоем? (2ч)
Антропонимика – наука о происхождении, развитии и смысловом значении собственных
имен. Имена славянские и современные. Именины.
Занятие 21,22.
Из истории фамилий (2ч)
«Говорящие» фамилии. Что могут рассказать фамилии о прошлом. История возникновения
фамилий и отчеств.
Занятие23,24.
Моя родословная (2ч)
Нарисовать свой родной дом, рассказать, почему мы так любим его. Подготовка сведений
о своей семье, о ближайших родственниках. Моя родословная. Составить «Родословное
дерево». Степени родства в семье.
Занятие25,26.
Наша дружная семья (2ч)
Семейные будни, праздники, традиции семьи. Обязанности в семье.
Раздел «Живая и поныне старина» (8 часов)
Занятие 27,28.
Краеведческие музеи Пензенского края (2ч) Знакомство с
краеведческим музеем нашего города Занятие 29,30.
Русская изба (2ч)
История русского крестьянского быта. Устройство крестьянского жилища, предметами
домашнего обихода, с их названиями и назначением.
Занятие 31,32.
Праздники Древней Руси (2ч)
Русские народные праздники, обычаи, игры. Древние праздники, пришедшие к нам от
восточных славян. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.
Занятие 33,34.
Путешествие «по реке времени» (2ч)
Взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего.
Занятие 35.
Заключение (1ч)
Календарно - тематическое планирование
№
Название мероприятия
1
С чего начинается Родина?
Знакомство с целями и задачами занятий. Экскурсия в
природу.
Сбор
листьев
осенних
растений,
формирование букетов. Беседа о нашем городе.
2
История Пензенского края
Первоначальные исторические сведения о названии
нашего города и города Пенза, застройках, занятиях
людей. История возникновения нашего города и города
Пензы. Районы Пензенской области. Карта Пензенской
области.
3
История Пензенского края
Первоначальные исторические сведения о названии
нашего города и города Пенза, застройках, занятиях
людей. История возникновения нашего города и города
Пензы. Районы Пензенской области. Карта Пензенской
области.
4
Символы моего города и области
Символика. Их обозначения и назначения.
5
Мои знаменитые земляки
Люди, прославившие наш город: старожилы, ветераны
труда,
передовики
производства.
Встречи
с
интересными людьми.
6
Мои знаменитые земляки
Люди, прославившие наш город: старожилы, ветераны
труда,
передовики
производства.
Встречи
с
интересными людьми.
7
Памятные места Пензенского края
Творческое
задание:
подобрать
стихотворения,
пословицы и поговорки о нашем крае. Викторина
«Знаешь ли ты свой край?» Проект
«Памятные места Пензенского края»
8
Памятные места Пензенского края
дата
Творческое
задание:
подобрать
стихотворения,
пословицы и поговорки о нашем крае. Викторина
«Знаешь ли ты свой край?» Проект
«Памятные места Пензенского края»
9
«Я-достойный житель своего края»
Конкурс «Я-достойный житель своего края».
Автобиография. Что ты сделал для своего края, города?
10
«Я-достойный житель своего края»
Конкурс «Я-достойный житель своего края».
Автобиография. Что ты сделал для своего края, города?
11
Правила поведения в природе
Игра «В гостях у Берендея»
12
Заповедники Пензенского края
Беседа
о
заповедниках.
«Приволжская лесостепь».
Заповедник
Заповедники Пензенского края
Беседа
о
заповедниках.
«Приволжская лесостепь».
Заповедник
13
14
О братьях наших меньших
Загадки и ребусы о животных
15
Это забавные животные
Необычные
истории
из
Знаменитые животные.
жизни
животных.
16
Зеленая аптека
Игра «Я знаю это растение». Создание памятки
лекарственных растений
17
Путешествия в царство Грибов
Грибы съедобные
и несъедобные.
сборки грибов. Загадки и ребусы о грибах.
18
Знатоки природы (1ч)
КВН «Знатоки природы»
19
Что в имени твоем?
Антропонимика
–
наука
о
Правила
происхождении,
развитии и смысловом значении собственных имен.
Имена славянские и современные. Именины.
20
Что в имени твоем?
Антропонимика – наука о происхождении, развитии и
смысловом значении собственных имен. Имена
славянские и современные. Именины.
21
Из истории фамилий
«Говорящие» фамилии. Что могут рассказать фамилии
о прошлом. История возникновения фамилий и отчеств.
22
Из истории фамилий
«Говорящие» фамилии. Что могут рассказать фамилии
о прошлом. История возникновения фамилий и отчеств.
23
Моя родословная
Нарисовать свой родной дом, рассказать, почему мы
так любим его. Подготовка сведений о своей семье, о
ближайших родственниках.
Моя
родословная.
Составить
«Родословное дерево». Степени родства в семье.
24
Моя родословная
Нарисовать свой родной дом, рассказать, почему мы
так любим его. Подготовка сведений о своей семье, о
ближайших родственниках.
Моя
родословная.
Составить
«Родословное дерево». Степени родства в семье.
25
Наша дружная семья
Семейные будни, праздники, традиции семьи.
Обязанности в семье.
26
Наша дружная семья
Семейные будни, праздники, традиции семьи.
Обязанности в семье.
27
Краеведческие музеи Пензенского края
Знакомство с краеведческим музеем нашего города
28
Краеведческие музеи Пензенского края
Знакомство с краеведческим музеем нашего города
29
Русская изба
История русского крестьянского быта. Устройство
крестьянского
жилища,
предметами домашнего обихода, с их названиями и
назначением.
30
Русская изба
История русского крестьянского быта. Устройство
крестьянского
жилища,
предметами домашнего обихода, с их названиями и
назначением
31
Праздники Древней Руси
Русские народные праздники, обычаи, игры. Древние
праздники, пришедшие к нам от восточных славян.
Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль
традиций.
32
Праздники Древней Руси
Русские народные праздники, обычаи, игры. Древние
праздники, пришедшие к нам от восточных славян.
Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль
традиций.
33
Путешествие «по реке времени»
Взаимосвязь
настоящего,
будущего.
прошлого
и
Путешествие «по реке времени»
Взаимосвязь
настоящего,
будущего.
прошлого
и
34
35
Заключение