Мир химия глазами детей 8-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования города Кузнецка
МБОУ СОШ № 8 им. П. А. Щипанова города Кузнецка
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического
совета
МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова
города Кузнецка
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Директор МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова города
Кузнецка
________________________
Шалькина С.В.
Приказ № 51 - ОД
от «30» августа 2024 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Мир химии глазами детей»
для обучающихся 8-9 классов

Кузнецк, 2024

I.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России: осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современном) уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира: готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества: участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей:
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам:
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской. творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи:

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи. строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делан, выводы:
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов: формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей: планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее И КТ- компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их
превращениях и практическом применении: овладение понятийным аппаратом и
символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного
естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как
основы многих явлений живой и неживой природы: углубление представлений о
материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасною
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать
и планировать экологически безопасное повеление в целях сохранения здоровья и
окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины
многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также
зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения
за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с
использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических
катастроф.
Обучающийся научится:
знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и
общества: достижения в области химии и культурные традиции (в частное™, научные
традиции) своей страны; общемировые достижения в области химии: основные принципы
и правила отношения к природе; основы здорового образа жизни и здоровье сберегающих
технологий; правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием
различных веществ; основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося),
связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением;
социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией: испытывать:
чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития;
уважение и принятие достижений химии в мире; любовь к природе; уважение к
окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) умен, слушать и слышать партнера,
признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций
всех участников: чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с
миром веществ и их превращений; самоуважение и эмоционально-положительное
отношение к себе;
признавать: ценность здоровья (своего и других людей): необходимость самовыражения,
самореализации, социального признания;
осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям,
ответственность за их результаты: готовность (или неготовность) открыто выражать и
отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;

проявлять: экологическое сознание: доброжелательность, доверие и внимательность к
людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем. кто в ней
нуждается; обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный интерес,
инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность
и настойчивость в достижении целей-, готовность к преодолению трудностей:
убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для развития общества;
уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем. для чего она
осуществляется (мотивами); выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в
контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов,
соответствующих этапам и способам изучения курса химии; выполнять ретроспективную
самооценку, заключающуюся в оценке процесса и результата изучения курса химии
основной школы, подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов: строить
жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и соответствие
их принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки
(свои и других людей) и события о принятыми этическими нормами: в пределах своих
возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью и безопасности личности и общества.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 класс (34 часа)
Химия - наука о веществах и их превращениях - 2 часа
Химия или магия? Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня,
завтра. Техника безопасности в кабинете химии.
Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для
практических и лабораторных работ. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их
классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой
помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы.
Демонстрация. Удивительные опыты.
Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных
работ.
Вещества вокруг тебя, оглянись! - 17 часов
Вещество, физические свойства веществ.
Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.
Вода многое ли мы о ней знаем? Вода и её свойства. Что необычного в воде'? Вода
пресная и морская. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое
воздействие.
Питьевая сода. Свойства и применение.
Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека.
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер
хозяйственного мыла.
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо
ли опасаться жидких моющих средств.
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность
косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи? Многообразие

лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней
аптечке?
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке,
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Перекись водорода и гидроперит.
Свойства перекиси водорода.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении
аспирина.
Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений.
Глюкоза, ее свойства и применение. Маргарин, сливочное и растительное масло, сало.
Чего мы о них не знаем'?
Растительные и животные масла.
Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных
работ.
Лабораторная работа 2. Свойства веществ.
Лабораторная работа 3. Разделение смеси красителей.
Лабораторная работа 4. Свойства воды.
Практическая работа 1. «Очистка воды».
Лабораторная работа 5. Свойства уксусной кислоты.
Лабораторная работа 6. Свойства питьевой соды.
Лабораторная работа 7. Свойства чая.
Лабораторная работа 8. Свойства мыла.
Лабораторная работа 9. Сравнение моющих свойств мыла и СМС.
Лабораторная работа 10. Изготовим духи сами.
Лабораторная работа 11. Состав домашней аптечки.
Лабораторная работа 12. Необычные свойства таких обычных зелёнки и йода.
Лабораторная работа 13 Получение кислорода из перекиси водорода.
Лабораторная работа 14. Свойства аспирина.
Лабораторная работа 15. Свойства крахмала.
Лабораторная работа 16. Свойства глюкозы.
Лабораторная работа 17. Свойства растительного и сливочного масел.
Увлекательная химия для экспериментаторов -15 часов.
Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты.
Состав акварельных красок. Правила обращения с ними.
История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей.
Состав школьного мела.

Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Лабораторная работа 18. «Изготовление химических елок и игрушек».
Лабораторная работа 19. «Секретные чернила».
Лабораторная работа 20. «Получение акварельных красок».
Лабораторная работа 21. «Мыльные опыты».
Лабораторная работа 22. «Как выбрать школьный мел».
Лабораторная работа 23. «Изготовление школьных мелков».
Лабораторная работа 24. «Определение среды раствора с помощью индикаторов».
Лабораторная работа 25. «Приготовление растительных индикаторов и определение с
помощью них pH раствора»
9 класс (34 часа)
Входной срез – 2ч
Особенности ОГЭ по химии – 1ч
– кодификатор элементов содержания
– спецификация Кимов ОГЭ по химии
– информационные ресурсы ОГЭ
«Мир химии» – теоретический материал по неорганической химии и первоначальным
представлениям по органической химии, методика решения заданий разного уровня
сложности – 24ч.
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (неполярная, полярная), ионная,
металлическая.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических соединений.
Номенклатура неорганических соединений.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические
уравнения. Закон сохранения массы веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу
исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов,
поглощению и выделению энергии.
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация
кислот, щелочей, солей (средних.)
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований и кислот.
Химические свойства амфотерных гидроксидов.
Химические свойства солей (средних).
Химические свойства простых веществ неметаллов: галогенов, кислорода, серы.
Химические свойства простых веществ неметаллов: азота, фосфора, углерода, кремния.
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Человек
в мире веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисления по
химическому уравнению. (№21)

Расчётные задачи: вычисление массовой доли химического элемента в веществе,
вычисления по химическому уравнению с использованием массовой доли растворённого
вещества в растворе. (№15, 21)
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена.
Химические свойства простых веществ металлов: щелочных, щелочноземельных, магния
и их соединений, железа и его соединений, алюминия, его соединений.
Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов.
Качественные реакции на анионы в растворе (Cl-, Br-, I-, S2-, SO32-, SO42-, NO3 -, PO4 3-, CO3
2, SiO3 2-).
Качественные реакции на катионы в растворе (NH4 +, Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+, Al3+,
Cu2+, Zn2+).
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества
(кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных
углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене).
Первоначальные сведения об органических веществах: спиртах (метаноле, этаноле,
глицерине), карбоновых кислотах (муравьиной, уксусной, стеариновой).
Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
Тестовый практикум. – 4 ч
Выполнение проектно-исследовательских работ. – 3ч
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
8 класс
№ п/п
1

Тема

Характеристика видов деятельности

Химия - наука о веществах и их превращениях - 2 часа
1 .Химия или магия
Узнать истории химии. Алхимия.
Выучить техника безопасности в кабинете
химии.

2
2.Лабораторное оборудование.

Познакомиться с раздаточным
оборудованием для практических и
лабораторных работ. Посуда, её виды и
назначение. Реактивы и их классы.
Научиться обращаться с кислотами,
щелочами, ядовитыми веществами.

Вещества вокруг тебя, оглянись! 17 часов

3-19

Лабораторная работа 1.
Знакомство с оборудованием
для практических и
лабораторных работ.
Лабораторная работа 2.
Свойства веществ.
Лабораторная работа 3.
Разделение смеси красителей.
Лабораторная работа 4.
Свойства воды.
Практическая работа 1.
«Очистка воды».
Лабораторная работа 5.
Свойства уксусной кислоты.
Лабораторная работа 6.
Свойства питьевой соды.
Лабораторная работа 7.
Свойства чая.
Лабораторная работа 8.
Свойства мыла.

Знать вещество, физические свойства
веществ.
Отличать чистые вещества от смесей.
Изучить способы очистки
воды: отставание, фильтрование,
обеззараживание.
Столовый уксус и уксусная эссенция.
Свойства уксусной кислоты и её
физиологическое воздействие.
Питьевая сода. Свойства и применение.
Чай. состав, свойства, физиологическое
действие на организм человека.
Mыло или мыла? Отличие хозяйственного
мыла от туалетного. Щелочной характер
хозяйственного мыла.
Стиральные порошки и другие моющие
средства. Какие порошки самые опасные.
Надо ли опасаться жидких моющих
средств.
Лосьоны. духи. кремы и прочая
парфюмерия. Могул ли представлять
опасность косметические препараты?
Можно ли самому изготовить духи?
Многообразие лекарственных веществ.
Какие лекарства мы обычно можем
встретить в своей домашней аптечке?
Аптечный йод и его свойства. Почему йод
надо держать вплотно закупоренной

Лабораторная работа 9.
Сравнение моющих свойств
мыла и СМС.
Лабораторная работа 10.
Изготовим духи сами.
Лабораторная работа 11.
Состав домашней аптечки.
Лабораторная работа 12.
Необычные свойства таких
обычных зелёнки и йода.

склянке. «Зелёнка» или раствор
бриллиантового зелёного. Перекись
водорода и гидроперит. Свойства
перекиси водорода.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота
и его свойства
Крахмал, его свойства и применение.
Образование крахмала в листьях
растений.

Глюкоза, ее свойства и применение.
Лабораторная работа 13 Получение Маргарин, сливочное и растительное
масло, сало. Чего мы о них не знаем'?
кислорода из перекиси водорода.
Растительные и животные масла.
Лабораторная работа 14. Свойства
аспирина.
Лабораторная работа 15. Свойства
крахмала.
Лабораторная работа 16. Свойства
глюкозы.
Лабораторная работа 17. Свойства
расти тельного и сливочного масел.

20-34

Лабораторная работа 18.
«Изготовление химических
елок и игрушек».
Лабораторная работа 19.
«Секретные чернила».
Лабораторная работа . 20.
«Получение акварельных
красок».
Лабораторная работа 21.
«Мыльные опыты». Лабораторная
работа 22. «Как выбрать школьный
мел». Лабораторная работа 23.
«Изготовление школьных мелков».
Лабораторная работа 24.
«Определение среды раствора с
помощью индикаторов».
Лабораторная работа 25.
«Приготовление растительных
индикаторов и определение е
помощью них pH раствора»

Симпатические чернила: назначение.
простейшие рецепты.
Состав акварельных красок.
Правила обращения с ними.
История мыльных пузырей.
Физика мыльных пузырей.
Состав школьного мела.
Индикаторы. Изменение окраски
индикаторов в различных средах.

9 класс

1-2
1

24

4

3

Тема
Входной срез

Характеристика видов деятельности
Определить
маршруты,
в
том
числе
индивидуальные, повторения и закрепления тем.
Особенности ОГЭ
Знает особенности ОГЭ 2018г, кодификатор
по химии
элементов содержания, спецификация Кимов ОГЭ по
химии, информационные ресурсы ОГЭ;
научится использовать различные источники
для получения химической информации
«Мир химии»
Научится
определять
цели
и
задачи
деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
различать вещества разных классов простых и
сложных веществ, определять их химические
свойства, в том числе и изученных органических
веществ;
различать
по
качественным
реакциям
предложенные катионы и анионы;
описывать химические реакции, наблюдаемые
в ходе демонстрационного и лабораторного
экспериментов.
делать выводы из результатов проведённых
химических экспериментов;
объяснять
генетическую
связь
между
веществами разных классов неорганических веществ;
Составлять схему электронного баланса к
окислительно-восстановительным
реакциям,
правильно расставлять коэффициенты на основе
составленной схемы, определять окислитель и
восстановитель;
рассчитывать массовые доли химических
элементов в веществах;
производить вычисления по химическому
уравнению с использованием массовой доли
растворённого вещества в растворе.
Тестовый
Правильность оценки своих возможностей при
практикум
выполнении заданий теста;
умение безошибочно заполнять бланки.
Выполнение
Научится
определять
цели
и
задачи
проектнодеятельности, выбирать средства реализации цели и
исследовательских применять их на практике;
работ
использовать различные источники для
получения химической информации;
научиться адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных
задач;
формирование
выраженной
устойчивой
учебно-познавательной мотивации и интереса
к
учению;
готовность к осознанному выбору дальнейшей

образовательной траектории.
Всего 34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».