МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования города Кузнецка
МБОУ СОШ № 8 им. П. А. Щипанова города Кузнецка
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Педагогического совета
МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова
города Кузнецка
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
Директор МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова города
Кузнецка
________________________
Шалькина С.В.
Приказ № 51 - ОД
от «30» августа 2024 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«МОЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»
Направленность: художественная
Уровень сложности освоения: базовый
Возраст обучающихся: 11 - 17 лет
Срок реализации: 1 год
Кузнецк, 2024
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: художественная.
Уровень освоения программы: общекультурная.
Адресат программы: программа «Школьный музей» адресована учащимся 11-17
лет. Реализация программы ориентирована прежде всего на учащихся, имеющих исследовательские наклонности, готовых выбрать «музейную» тему для написания своего исследовательского проекта в соответствии с ФГОС; проявляющих интерес к поисковой, экскурсоводческой и другой музейной деятельности. Освоение программы может быть актуально для учащихся, отдающих приоритет среди учебных предметов истории, литературе,
краеведению.
Объём и срок освоения: программа рассчитана на один год (144 часа) обучения.
Актуальность программы
Современная школа ориентирована на расширение культурно-образовательного
пространства, освоение новых источников информации. В этом процессе играют значительную роль школьные музеи, направления и формы их деятельности. На современном
этапе от школы требуется усиление практической направленности содержания образования, увеличение веса самостоятельной и групповой работы на применение знаний, использование разнообразных источников информации. Наблюдающийся в последнее время
интерес к школьным музеям обусловлен их образовательным и воспитательным потенциалом и способностью вовлечения учащихся в активный познавательный процесс. Необходимо не формально демонстрировать школьный музей в качестве «храма» истории школы
и достижений ее руководства, а полностью использовать образовательный, воспитательный и научный потенциал музея, прежде всего посредством музейной педагогики и проектно-исследовательской деятельности. Музейная педагогика дает возможность вовлекать учащихся в музейную среду, формировать ценностное отношение к музейным предметам, осознавать историко-культурный контекст окружающей реальности. Проектноисследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, создает для учащихся мощные образовательные и развивающие стимулы. Наличие в школе музейно-педагогического комплекса
«Мы – земляки по Царскому Селу» предоставляет широкие возможности для музейной
педагогики.
Программа «Школьный музей», направленная на вовлечение учащихся в музейную
деятельность, способствует развитию школьного музея, пополнению музейного фонда,
активизации различных видов музейной деятельности, тем самым выполняет важную
функцию для школы в целом.
Цель программы – создание условий для самореализации обучающихся, раскрытия их творческого и исследовательского потенциала посредством участия в музейной деятельности.
Задачи программы:
Воспитательные:
- формирование ценностного отношения к истории и традициям учебного заведения;
- формирование чувства ответственности, представления о необходимости сохранения
культурного и исторического наследия;
3
- воспитание музейной культуры: традиции посещения музеев; способность к восприятию
информации через музейные предметы; умение видеть в окружающих предметах историческую и музейную ценность;
- приобретение учащимися нового опыта социального взаимодействия через участие в поисковой работе, в музейных мероприятиях.
Развивающие:
- развитие творческих и исследовательских способностей учащихся;
- развитие мотивации к поисковой деятельности;
- создание в школьном музее условия для того, чтобы учащиеся были полноценными
участниками и создателями музейной среды;
- стимулирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, активной жизненной
позиции.
Обучающие:
- формирование представления об истории школьного музея и особенностях его функционирования;
- формирование комплексного представления о фондах музея и возможностях исследовательской работы;
- приобретение школьниками базовых навыков музейной работы по поиску, выявлению,
собиранию, описанию, экспонированию музейных предметов;
- формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- сформировано осознание «малой» истории человека, семьи, школы в историкокультурном контексте;
- сформировано представление о сохранении своей истории как личностно значимой задаче, решение которой под силу каждому человеку.
Метапредметные результаты:
- сформировано умение работать с различными источниками информации;
- сформировано умение сопоставлять и анализировать информацию, полученную из разных источников;
- развита способность критически изучать и осмысливать исторические источники;
- сформировано умение ставить исследовательскую проблему и выстраивать пути ее решения;
- развит творческий подход к оформлению результатов своей деятельности;
- усовершенствованы коммуникативные умения, способность работать в команде и вести
диалог.
Предметные результаты:
- обучающийся овладел навыками поиска, описания, систематизации и хранения музейных предметов;
- обучающийся овладел различными методиками поиска исторической информации;
- сформировано умение извлекать первичную историческую информацию и использовать
музейные предметы в своей исследовательской деятельности;
- сформированы навыки работы с выставками и экспозициями;
- обучающийся овладел знанием методики организации и проведения учебновоспитательных и культурно-массовых мероприятий школьного музея.
4
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
программы «Мой школьный музей»
№
Наименование разделов
п/п
1.
Введение
2. История музейного дела. Классификация музеев
3. Знакомство со школьным музеем
В том числе
теория практика
4
0
2
0
Всего
часов
4
2
4
4
0
4.
5.
Основы музейных знаний
Виртуальный школьный музей:
создание электронных материалов.
18
16
10
2
8
14
6.
Поисково-исследовательская работа в музее
22
2
20
7.
Проектная деятельность в музее.
Выставочная деятельность.
Подготовка и проведение музейных мероприятий
Итоговые и контрольные занятия
ИТОГО
28
4
24
46
2
44
4
144
0
30
4
114
8.
9.
Формы контроля
опрос
викторина
педагогическое
наблюдение
тестирование
создание электронных материалов для
публикации в группе
музея в социальной
сети «ВКонтакте»
презентация результатов исследовательских работ
тестирование оформление выставок
проведение музейных мероприятий
самоанализ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ «МОЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»
Год обучения
1 год
Дата начала обучения по программе
Дата окончания обучения по
программе
02.09.2024 30.05.2025
Всего
учебных
недель
Всего
учебных
дней
Всего
учебных
часов
Режим
занятий
34
70
144
2 раза
в неделю по
2 часа
5
Продолжительность
учебного часа
45 минут
Календарно-тематическое планирование
программы «Мой школьный музей»
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Темы занятий
Кол-во
часов
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. Цели и задачи курса.
Предмет «музееведение». Методы музееведения. Музейная работа и связь с другими
науками.
История музейного дела в мире и в России.
Классификация музеев.
Знакомство со школьным музеем. Раздел
«А.С. Пушкин. Жизнь. Творчество. Современность».
Знакомство со школьным музеем. Раздел
«Герой Российской Федерации К.Ю. Сомов».
Знакомство со школьным музеем. Раздел
«История школы в истории города».
Знакомство со школьным музеем. Раздел
«История школы в истории города».
Основы музейных знаний. Цели и функции
музеев.
Функции школьного музея.
Музейные фонды: основной и научновспомогательный музейные фонды.
Организация хранения фондов.
Учёт и описание музейных предметов. Документы учёта: акт приёма музейных предметов, ведение книги учёта, тетрадь для записи
«легенд экспонатов».
Практическое занятие. Постановка на учёт
предметов.
Учёт и описание музейных предметов: шифровка и систематизация музейных предметов,
коллекционная опись.
Практическое занятие: составление коллекционной описи
Понятия «музейный предмет» и «экспонат».
Практическое занятие. Определение свойств
музейных предметов.
Понятие «экспозиция». Виды экспозиций,
тематико–экспозиционный план.
Виды экспозиционных материалов.
Тексты и этикетаж в музейной экспозиции.
Практическое занятие. Составление текстов к
разделам экспозиции школьного музея.
Практическое занятие. Составление текстов к
разделам экспозиции школьного музея.
Практическое занятие. Составление текстов к
разделам экспозиции школьного музея.
1
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата проведения
План
Факт
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Практическое занятие. Составление текстов к
разделам экспозиции школьного музея.
Практическое занятие. Составление текстов к
разделам экспозиции школьного музея.
Виртуальный школьный музей. Виды публикаций в социальных сетях: пост, статья, видеоролик, видеоклип.
Виртуальный школьный музей. Электронные
выставки, интерактивные карты.
Виртуальный школьный музей: создание
электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки,
интерактивные карты).
Виртуальный школьный музей: создание
электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки,
интерактивные карты).
Виртуальный школьный музей: создание
электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки,
интерактивные карты).
Виртуальный школьный музей: создание
электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки,
интерактивные карты).
Виртуальный школьный музей: создание
электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки,
интерактивные карты).
Виртуальный школьный музей: создание
электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки,
интерактивные карты).
Виртуальный школьный музей: создание
электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки,
интерактивные карты).
Виртуальный школьный музей: создание
электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки,
интерактивные карты).
Виртуальный школьный музей: создание
электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки,
интерактивные карты).
Виртуальный школьный музей: создание
электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки,
интерактивные карты).
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Виртуальный школьный музей: создание
электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки,
интерактивные карты).
Виртуальный школьный музей: создание
электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки,
интерактивные карты).
Виртуальный школьный музей: создание
электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки,
интерактивные карты).
Виртуальный школьный музей: создание
электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки,
интерактивные карты).
Формы научного и учебного исследования.
Поисково-собирательная работа: где и как
собирать материалы для музея.
Этапы проведения исследовательской работы.
Определение целей и задач. Разработка поисковых заданий, тем индивидуальных научноисследовательских и проектных работ.
Определение целей и задач. Разработка поисковых заданий, тем индивидуальных научноисследовательских и проектных работ.
Поисковая работа: поиск сведений по темам
музея.
Поисковая работа: поиск сведений по темам
музея.
Поисковая работа: поиск сведений по темам
музея.
Поисковая работа: поиск сведений по темам
музея.
Поисковая работа: поиск сведений по темам
музея.
Поисковая работа: поиск сведений по темам
музея.
Поисковая работа: поиск сведений по темам
музея.
Поисковая работа: поиск сведений по темам
музея.
Поисково-исследовательская работа. Анализ
найденных сведений, систематизация материалов.
Поисково-исследовательская работа. Анализ
найденных сведений, систематизация материалов.
Оформление исследовательской работы.
Оформление исследовательской работы.
Оформление исследовательской работы.
Оформление исследовательской работы.
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
Подготовка к защите исследовательской работы.
Подготовка к защите исследовательской работы.
Научно-практическая конференция. Представление исследовательских работ.
Научно-практическая конференция. Представление исследовательских работ.
Проектная деятельность в музее. Основы
проектной работы.
Проектная деятельность в музее. Основы
проектной работы.
Выставочная деятельность музея. Основы
выставочной деятельности.
Выставочная деятельность музея. Основы
выставочной деятельности.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Разработка концепции выставки.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Разработка концепции
выставки.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Подбор материалов и
экспонатов.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Подбор материалов и
экспонатов.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Подбор материалов и
экспонатов.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Подбор материалов и
экспонатов.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Создание макета выставки.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Создание макета выставки.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Создание макета выставки.
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне.Создание макета выставки.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Составление текстов и
оформление этикеток.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Составление текстов и
оформление этикеток.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Составление текстов и
оформление этикеток.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Составление текстов и
оформление этикеток.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80- Победы в Великой Отечественной войне. Монтаж выставки.
Практическая работа. Создание выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Монтаж выставки.
Практическая работа. Проведение экскурсии
по выставке, посвящённой 80-летию Победы
в Великой Отечественной войне.
Практическая работа. Проведение экскурсии
по выставке, посвящённой 80-летию Победы
в Великой Отечественной войне.
Практическая работа. Проведение экскурсии
по выставке, посвящённой 80-летию Победы
в Великой Отечественной войне.
Практическая работа. Проведение экскурсии
по выставке, посвящённой 80- Победы в Великой Отечественной войне.
Практическая работа. Проведение экскурсии
по выставке, посвящённой 80-летию Победы
в Великой Отечественной войне.
Практическая работа. Проведение экскурсии
по выставке, посвящённой 80-летию Победы
в Великой Отечественной войне.
Практическая работа. Проведение экскурсии
по выставке, посвящённой 80-летию Победы
в Великой Отечественной войне.
Практическая работа. Проведение экскурсии
по выставке, посвящённой 80-летию Победы
в Великой Отечественной войне.
Музейное мероприятие. Формы музейных
мероприятий.
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
Музейное мероприятие. Формы музейных
мероприятий.
Практическая работа. Составление тематических лекций по выбранной теме.
Практическая работа. Составление тематических лекций по выбранной теме.
Практическая работа. Составление тематических лекций по выбранной теме.
Практическая работа. Составление тематических лекций по выбранной теме.
Практическая работа. Составление тематических лекций по выбранной теме.
Практическая работа. Составление тематических лекций по выбранной теме.
Практическая работа. Составление тематических лекций по выбранной теме.
Практическая работа. Составление тематических лекций по выбранной теме.
Практическая работа. Проведение тематических лекций.
Практическая работа. Проведение тематических лекций.
Практическая работа. Проведение тематических лекций.
Практическая работа. Проведение тематических лекций.
Практическая работа. Проведение тематических лекций.
Практическая работа. Проведение тематических лекций.
Практическая работа. Подготовка музейного
мастер-класса.
Практическая работа. Подготовка музейного
мастер-класса.
Практическая работа. Подготовка музейного
мастер-класса.
Практическая работа. Подготовка музейного
мастер-класса.
Практическая работа. Проведение музейного
мастер-класса.
Практическая работа. Проведение музейного
мастер-класса.
Практическая работа. Разработка музейного
квеста.
Практическая работа. Разработка музейного
квеста.
Практическая работа. Разработка музейного
квеста.
Практическая работа. Разработка музейного
квеста.
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
Практическая работа. Разработка музейного
квеста.
Практическая работа. Разработка музейного
квеста.
Практическая работа. Проведение музейного
квеста.
Практическая работа. Проведение музейного
квеста.
Практическая работа. Проведение музейного
квеста.
Практическая работа. Проведение музейного
квеста.
Практическая работа. Проведение музейного
квеста.
Практическая работа. Проведение музейного
квеста.
Практическая работа. Проведение музейного
квеста.
Практическая работа. Проведение музейного
квеста.
Практическая работа. Разработка сценария
музейного занятия.
Практическая работа. Разработка сценария
музейного занятия.
Практическая работа. Разработка сценария
музейного занятия.
Практическая работа. Разработка сценария
музейного занятия.
Практическая работа. Проведение музейного
занятия.
Практическая работа. Проведение музейного
занятия.
Практическая работа. Разработка концепции
и программы музейного мероприятия «Вечер
в музее» в рамках всемирной акции «Ночь
музеев».
Практическая работа. Разработка концепции
и программы музейного мероприятия «Вечер
в музее» в рамках всемирной акции «Ночь
музеев».
Подготовка к проведению музейного меро-
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
приятия «Вечер в музее».
Подготовка к проведению музейного мероприятия «Вечер в музее».
Проведение музейного мероприятия «Вечер в
музее».
Проведение музейного мероприятия «Вечер в
музее».
Подготовка к итоговому мероприятию.
Оформление презентации и представления
работ.
Подготовка к итоговому мероприятию.
Оформление презентации и представления
работ.
Итоговое занятие.
Итоговое занятие.
1
1
1
1
1
1
1
Примечание: Педагог оставляет за собой право менять местами последовательность изучения тем программы. Программа предусматривает резервирование часов на проектную и
творческую деятельность учащихся.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
«Мой школьный музей»
Раздел 1. Введение. 2 часа
Тема 1. (Теория 2 часа). Предмет музееведение. Общие сведения о предмете, техника безопасности при работе в музее, при работе с техническими средствами, при работе с компьютером. Цели, задачи курса. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, ветеранами педагогического труда, родителями.
Связь музееведения с другими науками. Методы музееведения: метод полевого исследования, метод непосредственного наблюдения, экспериментальные методы.
Раздел 2. История музейного дела. Классификация музеев. 2 часа
Тема 2. (Теория 1 час). История музейного дела в России. Периодизация истории музейного дела в России:
а) возникновение музеев в России и адаптация новой культурной формы к российским
условиям;
б) развитие музея и превращение его в национальную культурную форму;
в) приобретение музеем статуса «культурной нормы».
Тема 3. (Теория 1 час). Классификация музеев.
Классификация музеев по профилю: исторический, комплексный краеведческий, естественно-научный, художественный, музыкальный, театральный, народного творчества.
Классификация музеев по функциональному назначению и форме деятельности: музейвыставка; музей-мастерская, студия; музей, клуб, театр; музей - методический кабинет;
музей - творческая лаборатория; музей - научный кабинет; музей - центр туристскокраеведческой работы.
Раздел 3. Знакомство со школьным музеем. 4 часа
Тема 4. (Практика 4 часа). О чём рассказывает школьный музей? Детальное знакомство с
разделами школьного музея: «А.С. Пушкин. Жизнь. Творчество. Современность», «Герой
Российской Федерации К.Ю. Сомов», «история школы в истории города». Составление
экспозиционных планов разделов.
13
Раздел 4. Основы музейных знаний. 18 часов
Тема 5. (Теория 2 часа). Цели и функции музеев. Сбор и хранение музейных предметов,
исследовательская и экскурсионная работа, просветительская и выставочная деятельность.
Основные функции школьного музея.
Тема 6. (Теория 2 часа). Музейные фонды. Понятие музейный фонд. Основной и научновспомогательный музейные фонды. Что составляет основу основного и научновспомогательного фондов.
Комплектование фондов школьного музея: планирование комплектования, подготовка к
поисково-собирательской работе, выявление и сбор памятников истории и культуры,
включение музейных предметов в музейное собрание.
Организация хранения фондов: соблюдение условий хранения подлинных экспонатов. хранительское и экспозиционное оборудование. Правила хранения книг, документов, фотографий, марок, значков и других предметов.
Тема 7. (Теория 2 часа). Учёт и описание музейных предметов. Главная инвентарная книга, книга учёта научно-вспомогательного фонда. Основные правила ведения инвентарных
книг. Полевые документы учёта: «акт приема», «полевой дневник», «полевая опись»,
«тетрадь для записи воспоминаний и рассказов», «тетрадь фотофиксаций». Понятие «легенда музейного предмета». Коллекционные описи: шифровка музейных предметов, правила составления коллекционных описей.
(Практика 2 часа). Составление описаний музейных предметов, внесение новых предметов в книги учёта. Составление коллекционной описи
Тема 8. (Теория 1 час). Понятия «Музейный предмет» и «экспонат». Понятие музейного
предмета, значение музейного предмета. Свойства: информативность, аттрактивность,
экспрессивность, репрезентативность. Как предмет становится экспонатом?
(Практика 1 час). Определение свойств представленных музейных предметов.
Тема 9. (Теория 2 часа). Экспозиция музея. Понятия экспозиция и экспозиционный план.
Виды экспозиций по принципу структурной организации. Основные виды экспозиционных материалов: музейные предметы, письменные источники, документальные фоно- и
видеоматериалы, экспозиционные научно-вспомогательные материалы, тексты в экспозиции.
Тема 10. (Теория 1 час). Тексты и этикетаж. Тексты в музейной экспозиции: входной
текст, тексты к разделам экспозиций, этикетки. Их основные задачи и особенности. Медиумы (способы передачи информации): печатный текст, видео, слайд-шоу, инфографика,
аудио формат. Сочетание разных способов передачи информации для создания динамики
экспозиции.
Как правильно оформлять и размещать тексты? Для чего необходимо сочетание различных размеров шрифтов?
(Практика 5 часов). Составление текстов к экспозиции школьного музея.
Раздел 5. Виртуальный школьный музей: создание электронных материалов.
16 часов
Тема 11. (Теория 2 часа). Виды публикаций в социальных сетях: пост, статья, видеоклип,
видеоролик, опрос. О чём и как можно рассказывать в группе музея? Рубрики публикаций.
14
Контент-план публикаций. Ресурсы для создания интерактивных карт. Электронная выставка как способ передачи информации.
(Практика 14 часов). Создание контент-плана публикаций. Создание электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки, интерактивные карты).
Раздел 8. Поисково-исследовательская работа в музее. 22 часа
Тема 12. (Теория 2 часа). Поисково-собирательная работа: где и как собирать материалы
для музея. Поисковая экспедиция. Работа с архивами, интернет-источниками, встречи и
беседы с участниками событий, работа в библиотеках, в музеях, сотрудничество с поисковыми отрядами и общественными объединениями.
Этапы проведения исследовательской работы: выбор направления исследования, выбор
темы исследования, формулирование гипотезы, планирование, сбор данных, проведение
исследования, анализ и оценка полученных данных, оформление работы.
Практика (20 часов). Написание индивидуальных исследовательских работ, проведение
научно-практической конференции.
Раздел 5. Проектная деятельность в музее. Выставочная деятельность. 28 часов
Тема 13. (Теория 2 часа). Основы проектной работы. Что такое проект. Составляющие
проекта, шесть «П»: проблема, план работы, поиск информации, партнеры, продукт,
презентация. Какие бывают проекты. Особенности музейных проектов. Выставка как
основной вид музейных проектов. Этапы работы над выставкой.
(Практика 26 часов). Создание концепции выставки, посвящённой 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Подбор материалов и музейных предметов. Оформление и
монтаж выставки, проведение экскурсий по выставке.
Раздел 6. Подготовка и проведение музейных мероприятий. 46 часов
Тема 14. (Теория 2 часа) Музейные мероприятия. Цель и задачи музейных мероприятий.
Формы музейных мероприятий: лекция, музейный квест, мастер-класс, музейное занятие,
музейный праздник.
Практика (44 часа). Разработка и проведение музейной лекции, музейного квеста, мастеркласса, музейного занятия. Подготовка и проведения комплексного мероприятия для родителей, учителей, обучающихся и других желающих «Вечер в музее» в рамках всемирной акции «Ночь музеев».
Раздел 11. Итоговые занятия. 4 часа
Практика (4 часа). Подготовка и демонстрация презентаций о проделанной работе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Используемые практики, технологии и методы
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих
реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
Перечень дидактических средств
- презентации «Какими бывают музеи», «Проект = шесть «П», разработанные педагогом;
- обучающие видеоролики проекта «Школьный музей» в социальной сети «ВКонтакте»;
15
- тесты, разработанные педагогом;
- викторины, разработанные педагогом.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Список литературы, рекомендованный педагогу:
1. Балюк, Н. А. Экскурсоведение: учебное пособие для вузов / Н. А. Балюк. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022; Тюмень: Тюменский государственный университет. — 235 с
2. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: Изд. «Просвещение», 1982.
3. Гаркуша И.И. Здравствуй, музей! Интерактивные музейные занятия. ‒ М.: Мегаполис,
2014. ‒ 247 с.
4. Голышева Л.Б. Музейная педагогика. // Преподавание истории в школе, № 2, 2016.
5. Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование.
Учебное пособие для студентов вузов. /И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и
др.; Под ред. С.О.Шмидта. М.: 1988.
6. Малиновская М. В., Стрелкова Г. Г. Преподавание основ музейного дела в школе:
Методическое пособие. – СПб: УЦ Перспектива, 2016. ‒ 72 с.
7. Педченко А.Ф., Артемьева А.Н. Квест-технология в образовательном учреждении:
учебно-методическое пособие/ НИТГиК СГУГиТ; сост. Педченко А.Ф., Артемьева
А.Н. – Новосибирск, 2020. – 67 с.
8. Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы //
Преподавание истории в школе, № 2, 2015.
9. Сейнекский А.Е. Музей воспитывает юных: Книга для учителя. М., 1988.
10. Третьякова Т.Н. Музееведение: Учебное пособие. – Челябинск: УралГУФК, - 2011. –
304 с.
11. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. М.: ЦДЮТиК, 2003.
12. Школьный музей. Методическое пособие в помощь организаторам школьных музеев,
методистам, педагогам дополнительного образования.// Сост. Архипова Э.И., Савельева О.И. - СПб, 2018. – 87 с.
13. Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов
педагогических и гуманитарных вузов. СПб., 2000.
14. Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992.
Список литературы, рекомендованный родителям:
1. Ванслова Е.Г. Дети и система ценностей или Как стать счастливее. ‒ М.: Мегаполис,
2012. ‒ 168 с.
2. Гаркуша И.И. Здравствуй, музей! Интерактивные музейные занятия. ‒ М.: Мегаполис,
2014. ‒ 247 с.
3. Я поведу тебя в музей… Истории, рассказанные музейщиками. ‒ М.: Издательство
АСТ, 2017. – 254 с.
1.
2.
3.
4.
Список литературы, рекомендованный учащимся
Гаркуша И.И. Здравствуй, музей! Интерактивные музейные занятия. ‒ М.: Мегаполис,
2014. ‒ 247 с.
Дюкато Ф., Петен. Ш. День в музее. ‒ М.: Пешком в историю, 2014. – 32 с.
Малов В.И. Музеи. ‒ М.: Слово, 2002. ‒ 48 с.
Музеи России: Энциклопедия – М.: Аванта +, Астрель, ОГИЗ, 2008. – 184 с.
16
5. Персин А. И. Словарь юного краеведа. Москва, 2008 г.
6. Санкт-Петербург. Детям о музеях / Составитель О. Алексеева. – СПб: Паритет, 2012. –
95 с.
7. Хробак О., Ванек М., Корычанек Р. Как устроен музей. ‒ М.: Ад Маргинем, 2018. ‒ 66
с.
8. Я поведу тебя в музей… Истории, рассказанные музейщиками. ‒ М.: Издательство
АСТ, 2017. – 254 с.
Интернет-источники:
1. Материалы группы «Движение Первых. Путешествия» в социальной сети «Вконтакте»:
http://vk.com/mypervie_puteshestvia
2. Материалы сайта Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения:
https://fcdtk.ru/
17