Мир химия глазами детей 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования города Кузнецка
МБОУ СОШ № 8 им. П. А. Щипанова города Кузнецка
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического
совета
МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова
города Кузнецка
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Директор МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова города
Кузнецка
________________________
Шалькина С.В.
Приказ № 51 - ОД
от «30» августа 2024 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Мир химии глазами детей»
для обучающихся 10-11 классов

Кузнецк, 2024

I.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку,
отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории;
- в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей
познавательной деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно
проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать
демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции,
протекающие в природе и в быту;
- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с
принципами бережного отношения к природе;
- в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по
повторению и освоению теоретической части, планировать и проводить химический
эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при
отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным
оборудованием.
Метапредметными результатами являются:
- владение универсальными естественно-научными способами деятельности:
наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
- умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике;
- использовать различные источники для получения химической информации.
Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить
следующие результаты:
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:
1. Когнитивного компонента будут сформированы:
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях
социальных отношений и взаимодействий;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее
проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
2. Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
3. Деятельностного компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
- готовность выбора профильного образования.
2. Обучающийся получить возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей.
2. Получить возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое
контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми.
2. Получить возможность научиться:
- брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета.
2. Получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов
наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
- организовать исследование с целью проверки гипотезы;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 класс (34 часа)
№ Наименование разделов.
Количество
п/п
часов
Общее
34
1
Введение. Основы безопасного обращения с веществами
5
2
Пищевые продукты
7
3
Домашняя аптечка
4
4
Косметические средства и личная гигиена
4
5
Средства бытовой химии
5
6
Химия и экология
7
7
Защита проектов. Зачёт.
2

Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами. (5 ч.)
Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди естественных наук.
Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с
веществами.
Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через рот, через
кожу, через органы дыхания).
Отравления бытовыми веществами (уксусная кислота, природный газ, угарный газ и
другие).
Ожоги. Классификация ожогов. Степени ожогов. Первая медицинская помощь при
ожогах.
Первая медицинская помощь при отравлениях.
Тема 2. Пищевые продукты (7ч.)
Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные
источники пищевых питательных веществ.
Калорийность
(энергетическая
ценность)
пищевых
продуктов.
Высокои
низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона
человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения.
Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания. Первая медицинская
помощь при пищевых отравлениях.
Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты,
красители, загустители, ароматизаторы.
Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека.
Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её консервирующее
действие. Растительное масло. Животные жиры. Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты
сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет.
Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребление продуктов
фаст-фуда.
Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Соки. Газированные
напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках.
Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду.
Тема 3. Домашняя аптечка. (4 ч.)
Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие
средства. Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины.
Инструкции по применению лекарств. Назначение лекарств. Противопоказания.

Правила употребления лекарств. Почему нельзя употреблять лекарства без назначения
врача.
Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.
Практическая работа. Домашняя аптечка.
Тема 4. Косметические средства и личная гигиена. (4 ч.)
Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические и декоративные
пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос.
Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни.
Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами.
Тема 5. Средства бытовой химии. (5 ч.)
Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О
чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и
назначение СМС. Отбеливатели.
Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми.
Удобрения и ядохимикаты.
Правила безопасного хранения средств
использования средств бытовой химии.

бытовой

химии.

Правила

безопасного

Практическая работа. Составление инструкций по безопасной работе со средствами
бытовой химии.
Тема 6. Химия и экология. (7 ч)
Использование природных ресурсов. Надолго ли нам хватит полезных ископаемых.
Сырьевые войны.
Вода. Вода в масштабах планеты. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы.
Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды.
Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, глобальное
потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для
жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди. Защита атмосферы от загрязнения.
Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и их источники. Промышленные и
бытовые отходы. Основные виды твёрдых отходов. Возможные направления
использования твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов.
Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.
Практические работы. Органолептические свойства воды. (Сравнение различных видов
воды по запаху, цвету, прозрачности, наличию осадка, пригодности для использования.)

Изучение состава почвы. (Состав почвы. Механический анализ почвы. Практическое
определение наличия в почве воды, воздуха, минеральных солей, перегноя.)
Защита проектов. (2 ч)
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ.
Искусственная пища: за и против.
Правильное питание – основа здорового образа жизни.
Химия в моём доме.
Из истории моющих средств.
Как и чем мыть посуду.
Личная ответственность человека за охрану окружающей среды.
Чистящие и моющие средства.
Домашняя аптечка.
Антисептические препараты.
Лекарства против простуды.
11 класс (34 часа)
Тема 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. (2 часа)
Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Классификация реактивов по
действию на организм, хранение реактивов, обозначение на этикетках. Оформление
выполнения химического эксперимента и его результатов.
Тема 2. Качественный анализ органических соединений. Обнаружение
функциональных групп органических соединений и неорганических. (4 часа)
Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного
анализа органических и неорганических соединений. Общая схема процесса
идентификации веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ.
Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета, запаха, проба
на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы. Качественный
элементный анализ соединений.
Тема 3. Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений. (21 час).
Химия и питание. Витамины в продуктах питания. Природные стимуляторы.
Органические кислоты. Свойства, строение, получение. Органические кислоты. Кислоты
консерванты. Органические кислоты в пище. Углеводы. Состав, строение, свойства.
Глюкоза, сахароза. Углеводы в пище. Молочный сахар. Углеводы. Строение, свойства,
получение. Крахмал. Углеводы в пище. Крахмал. Одноатомные спирты. Характеристика
класса. Физические свойства. Качественные реакции. Белки. Характеристика класса.
Качественные реакции. Неорганические соединения на кухне. Соль, сода. Неорганические

соединения на кухне. Вода. Физические и химические свойства. Жесткость и причины ее
возникновения. Способы устранения. Контроль качества воды. Оценка загрязненности
воды. Коллоидные растворы и пища.
Тема 4. Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений. (7 часов)
Моющие средства и чистящие средства. Знакомство с разнообразием, свойствами,
классификацией моющих и чистящих средств. Правила безопасности со средствами
бытовой химии. Мыла. Состав, строение, получение. Душистые вещества в парфюмерии,
косметики, моющих средствах. Эфирные масла. Состав. Душистые вещества в
парфюмерии, косметики, моющих средствах. Сложные эфиры. Состав, строение,
получение. Итоговое занятие. Конференция по теме: «Химия в быту»
№ Наименование разделов.
Количество
п/п
часов
Общее
34
1
2
Приемы обращения с лабораторным оборудованием
2
Качественный анализ органических соединений. Обнаружение 4
функциональных
групп
органических
соединений
и
неорганических
3
Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений
21
4
Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений
7
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
10 класс
№
Тема занятия
Характеристика видов деятельности
занятия
Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами. (5 ч.)
1
2

3

4

5

6

Химия
и
её Познакомиться с химией и её значением. Место химии
значение.
среди естественных наук.
Вещества в быту.
Узнать вещества в быту. Классификация бытовых
веществ.
Правила
безопасного
обращения
с
веществами.
Отравления
Основные пути проникновения вредных веществ в
бытовыми
организм человека (через рот, через кожу, через органы
веществами.
дыхания). Отравления бытовыми веществами (уксусная
кислота, природный газ, угарный газ и другие).
Первая
Уметь оказывать первую медицинскую помощь при
медицинская
отравлениях.
помощь
при
отравлениях.
Ожоги.
Узнать
классификацию
ожогов
(химические,
термические, солнечные). Степени ожогов. Первая
медицинская помощь при ожогах.
Тема
2.
Пищевые
продукты
(7ч.)
Основные

Основные

питательные

вещества

(белки,

жиры,

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

питательные
вещества.
Калорийность
пищевых
продуктов.

углеводы), микроэлементы. Основные источники
пищевых питательных веществ.
Калорийность (энергетическая ценность) пищевых
продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты
питания. Энергетическая ценность дневного рациона
человека. Уметь составлять дневной рацион. Диеты.
Как избежать ожирения.
Пищевая аллергия. Основные принципы рационального
питания. Первая медицинская помощь при пищевых
отравлениях. Уметь оказать помощь

Основные
принципы
рационального
питания. Пищевые
отравления.
Состав
пищевых Анализировать состав пищевых продуктов. Химические
продуктов.
компоненты
продуктов
питания:
консерванты,
красители, загустители, ароматизаторы.
Вещества,
Поваренная соль, ей состав и значение для организма
используемые при человека. Вещества, используемые при приготовлении
приготовлении
пищи. Уксусная кислота, её консервирующее действие.
пищи.
Растительное масло. Животные жиры.
Продукты быстрого Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого
питания.
питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный
диабет. Генно-модифицированные продукты и ГМО.
Использовать
знания
об
опасности
частого
употребление продуктов фаст-фуда.
Напитки.
Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие
на организм.Соки. Газированные напитки. Состав
газированных напитков. Красители и консерванты в
напитках. Энергетики. Действие энергетиков на
организм. Чем лучше всего утолять жажду.
Тема 3. Домашняя аптечка. (4 ч.)
Лекарства.
Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация
лекарств. Обезболивающие средства. Антибиотики.
Противоаллергические средства. Витамины. Уметь
применять знания и читать инструкции по применению
лекарств.
Правила
употребления
лекарств.
Первая
Первая медицинская помощь при отравлениях
медицинская
лекарственными препаратами. Уметь оказать помощь
помощь
при
отравлениях
лекарственными
препаратами.
Практическая
Изучение лекарственных препаратов домашней аптечки
работа. Домашняя и инструкций по их применению.
аптечка.
Тема 4. Косметические средства и личная гигиена. (4 ч.)

17

18

19

20

21

22
23

24

25

26
27

28

29

30
31

Искусственные и Из истории использования косметических средств.
натуральные
Искусственные и натуральные косметические средства.
косметические
средства.
Косметические
Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей.
средства в нашем Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос
доме.
Моющие
Моющие косметические средства. Мыла. Основные
косметические
компоненты мыла. Шампуни.
средства.
Личная гигиена.
Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами.
Тема
5.
Средства
бытовой
химии.
(5
ч.)
Синтетические
моющие средства.

Из
истории
использования
моющих
средств.
Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит
ярлычок на одежде. Моющее действие СМС.
Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.
Вещества бытовой Средства для чистки кухонной посуды. Средства для
химии для дома.
борьбы с насекомыми.
Вещества бытовой Удобрения и ядохимикаты.
химии для дачи и
огорода.
Безопасное
Правила безопасного хранения средств бытовой химии.
обращение
со Правила безопасного использования средств бытовой
средствами
химии.
бытовой химии.
Практическая
Составление инструкций по безопасной работе со
работа. Безопасная средствами бытовой химии.
бытовая химия.
Тема 6. Химия и экология. (7 ч)
Природные
Использование природных ресурсов. Надолго ли нам
ресурсы.
хватит полезных ископаемых. Сырьевые войны.
Экология воды.
Вода. Вода в масштабах планеты. Круговорот воды в
природе. Питьевая вода и её запасы. Минеральные
воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка
питьевой воды.
Экология
Основные виды загрязнений атмосферы и их
атмосферы
источники. Парниковый эффект, глобальное потепление
климата и их возможные последствия. Озоновый слой и
его значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные
дожди. Защита атмосферы от загрязнения.
Экология почвы.
Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и
их источники. Промышленные и бытовые отходы.
Основные виды твёрдых отходов. Возможные
направления использования твёрдых отходов. Бытовой
мусор. Утилизация бытовых отходов.
Экология
и Личная ответственность каждого человека за
человек.
безопасную окружающую среду.
Практическая
Сравнение различных видов воды по запаху, цвету,

работа.
прозрачности, наличию осадка, пригодности для
Органолептические использования.
свойства воды.
Практическая
Состав
почвы.
Механический
анализ
почвы.
работа. Изучение Практическое определение наличия в почве воды,
состава почвы.
воздуха, минеральных солей, перегноя.
Защита проектов, зачёт. (2 ч)
Защита проектов.
Защита проектов.

32

33
34
11 класс
№
п
п/п
1.

2.

3.

Тема

Приемы
обращения
лабораторным
оборудованием.
2 часа

Планируемые результаты (УУД)
Инструктаж по технике безопасности при работе в
с кабинете химии.
Знать основные правила по технике безопасности в
химической лаборатории. Инструктаж по технике
безопасности при работе в кабинете химии.
Знать основные правила по технике безопасности в
химической лаборатории.

Качественный
анализ органических
соединений.
Обнаружение
функциональных
групп органических
и
неорганических
соединений.
4 часа

Измерение
рН
в
растворах.
Определение
растворимости различных веществ.
Качественный
элементный
анализ
соединений.
Понятие: элементный анализ.
Реакции
восстанавливающих
сахаров Понятие:
восстанавливающие сахара, строение, состав.
Изучение взаимодействия органических соединений
различных классов с соединениями железа (III).
Проводить синтез органического производного железа
(III)
Химия
жизни.
Химия и питание. Знать качественный состав пищи.
Синтез
и Понятие – здоровое питание.
исследование
Определение витаминов: А в подсолнечном масле, С в
свойств соединений. яблочном соке и D в рыбьем жире или курином желтке.
21 час
Выделение из чая кофеина. Качественная реакция на
кофеин.
Выделять кофеин, знать качественные реакции на
кофеин.
Органические кислоты в пище. Знать основные классы
органических кислот, нахождение их в продуктах
питания.
Углеводы. Состав, строение, свойства.
Глюкоза, сахароза.
Строение, состав, классификацию углеводов.
Обнаружение глюкозы в пище. Получение сахара из
свеклы. Свойства сахарозы.
Стадии производства сахара из сахарной свеклы. Знать
свойства сахарозы.

4.

Углеводы в пище. Крахмал Роль крахмала как
пищевого продукта.
Определение крахмала в листьях живых растений и
маргарине.
Методику определения и проведение опытов по
определению крахмала.
Одноатомные
спирты.
Характеристика
класса.
Физические свойства. Качественные реакции.
Белки. Характеристика класса. Качественные реакции.
Значение белков для жизненных процессов.
Определение белков в продуктах питания. Цветные
реакции белков. Свойства белков
Неорганические соединения на кухне. Соль, сода.
Знать неорганические соединения, используемые на
кухне, определять класс веществ.
Вода. Физические и химические свойства. Жесткость и
причины ее возникновения. Способы устранения.
Определение жесткости воды и ее устранение.
Методика определение жесткости воды лабораторным
способом и с помощью компьютерных технологий.
Контроль качества воды. Оценка загрязненности воды.
Качество воды, параметры, ПДК.
Коллоидные растворы и пища.
Понятие о коллоидных растворах. Уметь рассказывать
о коллоидных растворах в повседневной жизни.
Изучение
Состав и анализ качества прохладительных напитков
Химия в быту.
Моющие средства и чистящие средства. Знакомство с
Синтез
и разнообразием, свойствами, классификацией моющих и
исследование
чистящих средств.
свойств соединений.
Знакомство с образцами химических средств
7 часов
санитарии и гигиены. Изучение инструкций по
применению токсичных веществ бытовой химии в быту.
Мыла. Состав, строение, получение.
Классификация.
Душистые вещества в парфюмерии, косметики,
моющих средствах. Эфирные масла. Состав.
Извлечение эфирных масел из растительного
материала. Перечная мята, еловое масло
Состав и свойства современных средств гигиены.
Зубные пасты, дезодоранты.
Состав
и
свойства
некоторых
препаратов
гигиенической, лечебной и декоративной косметики, их
грамотное использование. Декоративная косметика.
Состав и свойства губной помады, теней, туши, лосьонов,
кремов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».