Фольклор. 4-8 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования города Кузнецка
МБОУ СОШ № 8 им. П. А. Щипанова города Кузнецка
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического
совета
МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова
города Кузнецка
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Директор МБОУ СОШ № 8
им. П.А. Щипанова города
Кузнецка
________________________
Шалькина С.В.
Приказ № 51 - ОД
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Фольклорное пение»
(«Пою тебе, мой Сурский край»)
для обучающихся 4-8 классов

Кузнецк, 2024

Общая характеристика программы
Рабочая программа внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 8 города Кузнецка
общекультурного направления «Фольклорное пение» для основной школы разработана на
основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента
государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного
общего образования, автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год. Программа
переработана и дополнена.
В основу данной программы внеурочной деятельности
общекультурного
направления «Фольклорное пение» положены идеи и положения Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования и
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Структура программы
Рабочая программа включает четыре раздела:
 «Пояснительная
записка»,
дающая
общую
характеристику
общекультурному направлению, раскрывающая цели и задачи обучения,
воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной
деятельности; информацию о продолжительности каждого занятия, о том,
для детей какого возраста предназначена программа, особенностях места
проведения занятий, о видах деятельности и педагогических принципах, на
основе которых построено содержание программы, об ожидаемом
результате.
 «Основное содержание» курса с перечнем разделов;
 «Материально-техническое обеспечение»;
 «Учебно-тематический план» с определением основных видов учебной
деятельности школьников;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика общекультурного направления «Фольклорное пение»
В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как
важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического
воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного,
формировать высокие эстетические вкусы.
Рабочая программа «Фольклорное пение» - приобщает детей к музыкальному
искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной
деятельности. Наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение
является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а
значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке.
Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между
урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой
работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие
школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов.
Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном
исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
Рабочая программа «Фольклорное пение» предусматривает чередование уроков
индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной вокальнотехнической деятельности.

Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на
которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся
с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы
голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого
звучания.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода,
творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
1.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен
на постепенное формирование у детей
осознанного стилевого восприятия
вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных
характеристик произведений.
2.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как
важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественнорезультативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается
как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому
всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной
деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации,
музыкально-сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и
деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется
неповторимость
и
оригинальность,
индивидуальность,
инициативность,
индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и
единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный
материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход
позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае
соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы).
Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с
другими.
4.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ:
это один из основных производных программы. Требования времени – умение
держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения,
раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки
для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под
музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование
данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый
профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и
телом.
Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть
индивидуальные особенности каждого участника группы,
развивать обучаемого,
предлагает решение следующих задач:
- постановка дыхания;
- работа над расширением певческого диапазона;
- развитие музыкального слуха и ритма.
Приоритетная цель рабочей программы по внеурочной деятельности «Фольклорное
пение»- духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств,
отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной
полноценности в восприятии мира.
Рабочая программа поможет решить следующие учебные задачи:
1.
Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную
часть жизни каждого человека.

2.
Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных
вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить
основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
3.
Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе
исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального
исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви
к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
4.
Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу
радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Особенности реализации рабочей программы внеурочной деятельности: количество
часов и место проведения занятий.
Преподавание курса «Фольклорное пение» рассчитано на учащихся 4-8 классов,
увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью.
Программа рассчитана на 175 часов по 34 часов в каждом году обучения из расчета
2 занятие в неделю.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься
именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так
же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы,
педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий,
методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера
отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений
культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Занятия проводятся в кабинете музыки, в актовом зале или вокальной студии, во
второй половине дня
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетного концерта с приглашением
родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в
процессе реализации программы внеурочной деятельности общекультурного
направления «Фольклорное пение»
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко
выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
К концу третьего года обучения дети должны
знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодикоритмические модели, стихотворные тексты.
К концу третьего года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого
обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами,
разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше
реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки,
рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения,
драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех
концертах, конкурсах.
Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются
неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.
Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных
мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.

Содержание рабочей программы
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкальноисполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте,
трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с
певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля.
Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории
(общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и
многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное
ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и
задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности,
включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы
голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный
аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование
гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние
резонаторы. Регистровое строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и
возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса.
Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек
и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение;
несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная
техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям
детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки
разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное
положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при
пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой
установки и постоянного контроля за ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и
носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка»,
«Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая,
мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра.
Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения.
Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной,
грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования.
Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка,
«зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo
и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и
челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных
движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование
высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания.
Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла
Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков.
Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения
сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого
воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на
укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их
«округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на
сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод
аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные
упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального
инструмента.
звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного
движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения
дыхания.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение
песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей:
слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского
стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического
языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами
изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение
обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение
народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение
классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской
выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов.
Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных
композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического
текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением
музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и
элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в
некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового
аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и
звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования,
освоение элементов музыки.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для
создания образа песни
Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной
культуры.
5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха
учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса;
анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы

(а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение
в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение
своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор
материалов для архива студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с
характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического
планирования может видоизменяться.

Учебно-тематическое планирование
№
урока
1
2
3
4

Кол-во
часов
2
3
2
3

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3

Тема занятия
Вводное занятие.
Нравственные ценности российского народа
Песня - основной жанр народной музыки.
Понятие о певческом голосе
Охрана голоса.
Знакомство с основными навыками пения.
Величие многонациональной российской культуры
Песенное творчество народов России.
Связь песни с жизнью русского народа
Работа над песней "Огурчики-помидорчики"
Речевая интонация в голосе
Распевание (на основе нар фольклора)
Календарные праздники и обряды.
Работа над песней " В огороде бел козел "
Дыхание- основа вокального искусства
Работа над песней " В огороде бел козел "
Мелодия и ритм.
Роль мелодии и степень выразительности
Певческие голоса и регистры пение на диафрагме
Распевки, скороговорки на основе рус. фольклора
Выразительность пения
Работа над песней «Вышло солнце»
Работа в ансамбле.
Строй, умение слушать другой голос
Диапазон. Тесситура. Тембр.
Работа над песней "Шли три героя"
Работа над дикцией, артикуляцией
Правильное произношение и перенесение согласной в
пении

29
30
31
32

2
3
2
3

Вокальные упражнения для развития голоса.
Работа над песней " Шли три героя "
Новогодние праздники на Руси
Подготовка музыкального номера.

33
34
35
36
37
38

2
3
2
3
2
3

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3

55
56

2
3

57
58

2
3

59
60

2
3

61
62

2
3

63
64
65

2
3
2

Рождественские праздники
Работа над песней "Уж по морю "разбор, разучивание
Ритм .Метро- ритмические упражнения.
Работа с микрофоном на сцене
Народные песни в обработке русских композиторов классиков.
Разбор прослушанных мелодий
Роль композиторов в сохранении песенного наследия
Обработки народных мелодий.
Масленица традиции и обряды.
Песни, частушки разучивание
Жизнь ратными подвигами полна.
Работа над песней «Уж по морю»
Выразительность в музыке
Анализ выступления.
Совместимость мелодии, аккомпанемента и текста
Дикция и артикуляция.
Понятие округления звука и пения.
Работа над песней "Шли девчонки»
Регистры. Октавные звуки
Дикция. Правила перенесения букв в песне
Резонаты: головной и грудной, их предназначение и роль в
пении .
Работа над песней «Дороги России» разбор, разучивание
Народная песня в культуре других народов
Возрождение народных песен и обрядов в современных
условиях
Работа над чистотой интонации разученных песен. Работа
над сценическим образом
Работа с микрофоном на сцене.
Ансамбль. Унисон. Атака звука.
Работа над песней «В России березы шумят» разбор,
разучивание
Произношение звуков и слов на тихой и средней
звучности.
Работа над песней «В горнице»
История и традиции праздника Пасхи
Христианские песни.
Ударные слова в поэтической строке, их логическое

66

3

67
68
69
70
Итого

2
3
2
3
175

выделение.
Песни о Родине. «Родные места»
Сценическое движение, эмоциональность.
Донесение содержания песен до слушателей.
Как сохранить духовные ценности. Твой духовный мир.
Возрождение народных обрядов в современных условиях.

Материально-техническое обеспечение рабочей программы внеурочной
деятельности «Фольклорное пение»
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Фортепиано, сентизатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового
материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.
Литература
1. Ю.Б. Алиев» Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.
2. Н.Н. Рябенко «Уроки музыки в 1-7 классах» М. 2006.
3. В.С. Кукушкин «Музыка, архитектура и изобразительное искусство»М.2005.
4. «Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982
5. М.А. Давыдова «Уроки музыки» м.2008
6. М.С. Осеннева, Л,А. Безбородова « Методика музыкального воспитания младших
школьников»М.:2001.
7. Л.В. Школяр,М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В.
Медушевский, В.А. Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М.:
1998


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».